Найти в Дзене
Этика в психологии: почему нельзя играть в «диванного аналитика
Этика в психологии: почему нельзя играть в «диванного аналитика» Сейчас стало модно раздавать психологические оценки направо и налево. Люди, прочитавшие пару книг по популярной психологии, вдруг начинают «диагностировать» окружающих: «У тебя травма!», «Это твой внутренний ребёнок», «Ты токсичный», «У тебя нарциссизм». И ладно бы это были просто безобидные разговоры — но нет, такие «аналитики» вешают ярлыки, делают категоричные выводы и даже дают «рекомендации», хотя никто их об этом не просил. А ещё хуже, когда этим занимаются не просто любители, а специалисты из смежных областей — коучи, врачи, педагоги, тренеры...
5 месяцев назад
Дорогие мамы и те, кто сейчас в непростом положении
Дорогие мамы и те, кто сейчас в непростом положении... Я пишу это из больничной палаты, где уже почти 4 недели борюсь за свою малышку. На 18-й неделе случилось излитие вод, и теперь мой ребёнок развивается в условиях маловодия. Каждый день — как на тонком льду: надежда и страх, вопросы без ответов, бесконечные "а что если"... Знакомо? Может быть, вы тоже лежите в стационаре и ждёте чуда. Или стоите перед невозможным выбором. Или просто боитесь — не только за ребёнка, но и за себя, потому что в такой момент даже собственные мысли кажутся предательством. А если все эти недели будут зря? Точно ли я делаю это для неё — или просто доказываю себе, что я сильная? Или я просто боюсь...
5 месяцев назад
Сейчас один самых сложных периодов в моей жизни, в нашей с мужем жизни. И самое сложное это то, что каждый день я сейчас делаю выбор. Выбор — это всегда испытание. Но когда речь идет о жизни и здоровье моего ребенка, он становится невыносимо тяжелым. Каждое решение кажется неправильным, каждая альтернатива — страшной. А самое мучительное — это осознание, что я должна выбрать, что нельзя просто ждать, надеяться, что всё как-то само разрешится. Сегодня мне хочется поделиться с вами моим опытом того, как я нахожу силы, хотя иногда накрывает отчаяние. Как получается не ломаться под грузом ответственности. Я позволяю себе бояться. Страх — это не слабость, а естественная реакция, когда под угрозой самое дорогое, что у меня есть. Я не корею себя за сомнения, не требую от себя железной уверенности. Я не машина, я — мама, и моя тревога лишь подтверждает, как сильно я люблю. Во-вторых, я ищу опору. Врачей, которым могу доверять. Близких, которые поддержат. Даже тех, кто уже прошел через подобное. Я не одна, даже если мне иногда так кажется. Ответственность — не значит, что я должна нести этот груз в одиночку. Ещё я напоминаю себе: бездействие — тоже выбор. Иногда кажется, что если не решать, то и вины не будет. Но время работает против нас, и порой худшее решение — это никакое. И самое главное: я делаю выбор не из всеведения, а из любви. Я не могу предугадать всё, не могу гарантировать идеальный исход. Но я делаю лучшее, что могу, с тем, что знаю сейчас. И этого достаточно. Да, потом, возможно, будут моменты, когда я буду спрашивать себя: "А если бы я поступила иначе?" Сейчас меня часто накрывают волны вины за прошлые действия. Но эти мысли — не доказательство моей ошибки, а лишь подтверждение того, как сильно я переживаю. Выбор, сделанный из любви, — уже правильный. Даже если он дался мне ценой слез, сомнений и бессонных ночей. Я держусь. Я сильнее, чем думаю. И бесконечно благодарна поддержке каждого!
5 месяцев назад
Эмпатия к чужой боли сильнее всего в старости, но поведенческое выражение эмпатии – сильнее всего у подростков. https://psyandneuro.ru/novosti/neural-empathy/
5 месяцев назад
Чем занимается нейропсихолог, пока лежит в больнице?! Делает обзор игры ) потому что не успела отвезти в кабинет 👌
6 месяцев назад
Поделюсь классным упражнением👌 У ребят одинаковый набор инвентаря из 6 элементов, напротив них такие же предметы пронумерованы и лежат в ряд. Цифры расположены хаотично. Задача: 1. Наступить на каждый элемент по порядку, хлопнуть, если рядом с предметом стоит гномик. 2. То же самое, но нужно прошагать уже от 6 до 1 и хлопнуть за спиной. Потом цифры можно перетасовать и выполнить ещё раз. Это упражнение развивает 📋Планирование и регуляцию; 👀Зрительно-пространственное восприятие; 🤸Кинестетику; 🧠 Оперативную память. И это упражнение легко превратить в инресную дворовую игру, либо адаптировать под свои задачи 🔥
6 месяцев назад
😑 Новое исследование показало, что еще до рождения человеческий плод реагирует на световые конфигурации, напоминающие лица. https://naukatv.ru/news/plody_otdayut_predpochtenie_risunkam_napominayuschim_litso
6 месяцев назад
И ещё моя рекомендация от души - это группа Олеси https://t.me/boardgames_bogorodskoe. Если хотите подобрать настолку, чтобы она подходила по возрасту и интересам, вам сюда. Я сама много купила после её рекомендаций, ещё больше игр ожидают своего часа на ВБ 😁 Например, вот такая классная кооперативная игра https://t.me/boardgames_bogorodskoe/845?single
6 месяцев назад
Давно не делала обзоры на игры или пособия, а материала для этого уж же ох как много, хотите обзор?
6 месяцев назад
Опять мне часто стала попадаться реклама или продвижение то чудодейственных методик, то универсальных интенсивов, которые за 2 недели решат все проблемы. И я понимаю, как это бьёт в боль родителя, который все время находится в поиске помощи своему ребенку. Тревожная, любящая мама (или папа) готовы на всё, лишь бы увидеть прогресс, улыбку, улучшение. И тут появляется специалист, который уверенно заявляет: "Только этот метод работает! Только так можно помочь вашему ребенку!" И это звучит так убедительно, что критическое мышление, которое обычно включается у нас в других ситуациях, отступает. Ведь речь идет о самом дорогом — о ребенке. Но давайте остановимся и спросим себя: почему один метод — это красный флаг? Почему узкий подход в коррекционной работе с детьми опасен? Потому что каждый ребенок — это уникальная личность с индивидуальными особенностями, потребностями и траекторией развития. И работа с ним требует не шаблонов, а глубокого понимания, гибкости и широкого арсенала инструментов. Но самое главное — она требует объёмной базовой профессиональной подготовки специалиста, без которой даже самые "модные" методики могут навредить. Почему это важно? 1. Развитие ребенка — это сложный процесс. Как писал Лев Выготский, развитие ребенка происходит через зону ближайшего развития, где ключевую роль играет взаимодействие с окружающими. Чтобы понять, что идет не так, специалист должен знать, как должно быть в норме. Это касается и формирования высших психических функций (памяти, внимания, мышления), и эмоционально-волевой сферы, и речевого развития. Без этой базы легко пропустить важные нюансы или, наоборот, начать "лечить" то, что является вариантом нормы. 2. Патологии разнообразны. У одного ребенка задержка речи связана с нарушением слуха, у другого — с эмоциональными трудностями ), у третьего — с неврологическими особенностями. Один метод не может охватить все эти случаи. 3. Риск усугубить ситуацию. Пример: ребенок с аутизмом, которого пытаются "социализировать" только через жесткие поведенческие методики, без учета его сенсорных особенностей и эмоционального состояния. Результат? Повышенная тревожность, агрессия или полный отказ от взаимодействия. Или желая скорректировать пищевую избирательность ребёнка отправляют на короткосрочные групповые интенсивы, где нет времени просто для адаптации. 4. Игнорирование индивидуальности. Ребенок — это не набор симптомов, а целостная личность. Если специалист видит только "диагноз" и применяет один метод, он рискует не заметить сильные стороны ребенка, его интересы, мотивацию. А ведь именно через них часто можно добиться прогресса. Без фундаментальных знаний о нейропсихологии, знаний о локальных поражениях головного мозга во взрослой клинике и их последствиях, о закономерностях развития психики, о формировании эмоциональной сферы, мотивационнно-волевой сферы, специалист не может грамотно применять даже самые современные методики. Например, попытка использовать нейропсихологические упражнения без понимания принципов мозговой организации может привести к перегрузке ребенка и ухудшению его состояния. Освоить отдельный метод — это не то же самое, что понять, как он работает в контексте развития конкретного ребенка. Что ещё меня очень злит в тех, кто продвигает свои инновационные методики и круто работающие инструменты: Манипуляции и перенос ответственности. Когда метод не работает, такие специалисты часто начинают винить родителей. "У вас зажимы", "Вы недостаточно занимаетесь", "Вы не верите в результат", "Ваши психологические барьеры мешают ребенку". Это манипуляция, которая перекладывает ответственность с профессионала на семью. Родители и так часто чувствуют вину за трудности ребенка, а такие слова только усиливают их стресс и отчаяние. Но правда в том, что хороший специалист всегда ищет причину в подходе, а в диалоге с семьёй вместе ищут необходимые пути для достижения результатов.
6 месяцев назад
Когда в качестве доказательства эффективности метода приводят единичные случаи успеха, это тревожный знак. Научный подход требует статистики, исследований, доказательств. Если метод действительно работает, он должен показывать результаты у большинства, а не у одного ребенка из ста. Упоминание "одного случая" — это попытка скрыть отсутствие реальной доказательной базы. Грамотный специалист всегда опирается на данные исследований, учитывает особенности ребенка и использует разные методы, чётко понимает границы своих компетенций. Если специалист говорит, что "только этот метод работает", спросите, почему он так считает. Какие исследования подтверждают эффективность? Как он учитывает индивидуальные особенности вашего ребенка? Стоит задуматься, если подобные вопросы вызывают агрессию и реакцию по типу "Ваш скептицизм говорит только о том, что вы не доросли до этого метода!". Помните: коррекционная работа — это всегда диалог. Диалог между специалистом, ребенком и родителями. И этот диалог должен быть основан на уважении к уникальности каждого маленького человека. Не позволяйте одному методу стать тюрьмой для развития вашего ребенка. Ищите тех, кто видит его целиком, а не только через призму диагноза. И никогда не позволяйте сваливать вину на вас — вы и так делаете все возможное.
6 месяцев назад
Раскраски по образцу — это не просто развлечение для детей, но и эффективный инструмент для развития важных навыков, которые необходимы для успешного освоения письма. В чем именно польза таких раскрашек? 1. Развитие графомоторики. 2. Тренировка внимания и усидчивости. 3. Развитие зрительно-моторной координации. 4. Обучение следованию инструкциям. 5. Развитие цветового восприятия. 6. Тренировка пространственного мышления. 7. Формирование навыков самоконтроля. 8. Улучшение памяти (если закрыть образец, разукрашивать по памяти).
6 месяцев назад