200,3K подписчиков
КЛЮКА

В сибирской тайге могут встретиться, как заброшенные, так и действующие скиты. У староверов это что-то вроде монастыря, куда удаляются отшельники. Увидеть такой скит доводилось разве что опытному охотнику, хорошо знающему тайгу.
Один из таких охотников долгое время занимался этим промыслом, что и было его профессией. Деревни староверов по берегам сибирских рек ему встречались нередко. А вот скиты староверческие находились обычно глубоко в тайге. И на такой скит не раз натыкался. Проникнуть туда без разрешения практически невозможно – его обитатели сразу прячутся. И чтобы разговорить хозяев скита, надо несколько раз на глаза попасться, тогда и привыкнут к тебе.
К охотникам отшельники относились более благосклонно, да и сами охотники с пониманием и уважением - человек человека в тайге обычно понимает.
И в один из таких скитов повадился медведь ходить - взрослый мишка, огромный, туша килограмм четыреста, а в длину почти два метра. И вот этот громила заявился в скит, где живут одни богомольные бабушки, которые уже давно к земле «растут» - худые, скрюченные. Про таких говорят: в чем душа держится.
Где были остальные обитатели скита, неизвестно, но одна бабулька возилась по хозяйству у постройки. А сама постройка огорожена довольно высоким частоколом. И вдруг над частоколом появляется медвежья голова и послышалось рычание.
Бабульке бы спрятаться, а она, сгорбившись, и опираясь на клюку, пошла к частоколу, откуда на нею раскрылась огромная медвежья пасть. И она своей клюкой давай махать на «хозяина тайги». Понятно, что медведь не чаевничать пришел и не за помощью по каким-нибудь неотложным делам. Медведь был настроен агрессивно. И монахиня, закутанная в черную одежду (такое у них строгое одеяние) стала размахивать клюкой у самой медвежьей пасти, приговаривая, чтобы шел прочь. Животное пытается пастью дотянуться до монахини, а она и с места не сдвинулась, пока медведь не отступил.
- И что, не страшно вам было? - спросил охотник. - Медведь-то почти в два раза ростом выше вас.
Бабуля съежилась, вспомнив, явно, неприятную картину: - Уж больно дышит смрадно, - сморщившись, сказала она.
И все. Больше никаких страхов не показала и жаловаться не стала. Просто потому что сама дитё тайги, всю жизнь в диких местах прожила.
Тот охотник рассказал эту историю, когда работал на нашем предприятии. Но даже тогда не сгладилось впечатление об отважной бабуле, отогнавшей медведя клюкой. А из медвежьей пасти запах, действительно, неприятный, хотя это самое малое устрашение, по сравнению с его когтями и клыками.

И вот подумалось: всем бы такую «клюку», которой все напасти можно было бы разом отогнать. Условную, конечно, клюку – защитницу.
Пусть ваш дом обойдут все напасти, мои дорогие читатели! Мира всем и здоровья в наше непростое время!

Татьяна Викторова

(Иллюстрация: художник Юрий Васендин)
8 месяцев назад