Самое скандальное музыкальное произведение XX века или "Пьеса тишины".
Речь в статье пойдёт об американском композиторе, философе, поэте, музыковеде и художнике XX века Джоне Кейдже и его произведении 4'33. Эту пьесу он написал в 1952 году. Ровно за год до премьеры тихой композиции, с Кейджем произошло два знаменательных события, которые вдохновили его на создание «4’33». Одно из них — это посещение Джоном так называемой безэховой камеры. Это особое пространство, поверхности которого состоят из звукоизолирующего материала. Кейдж посетил его в надежде ощутить настоящую полную тишину, однако войдя туда, он сильно удивился, услышав неизвестный ему ранее шум, источником которого, как он впоследствии выяснил, являлся его собственный организм. Таким образом Кейдж пришёл к откровению, что в мире не существует такого понятия как полная тишина. Закрепила это осознание встреча композитора с художником Робертом Раушенбергом, который выставлял в тот момент свои «Белые картины». Кейдж отметил, что в зависимости от положения освещения и того, как тень зрителя падала на холст, оттенок белого изменялся, таким образом, картины никак нельзя было назвать одинаково белыми. Это окончательно вдохновило Джона на создание работы, получившей в итоге название «4’33». Одна из версий, по которой пьеса называется 4’33 заключается в том, что 4 минуты 33 секунды это 273 секунды, а 273 градуса по шкале Кельвина – это 0 градусов по шкале Цельсия, та температура, при которой прекращается движение частиц, абсолютное ничто.
Премьера состоялась в Вудстоке. Исполнил пьесу знаменитый пианист Дэвид Тюдор. Исполнитель вышел на сцену, несколько раз открыл и закрыл крышку рояля, не сыграв ни одной ноты, после чего, спустя 4 минуты и 33 секунды, ушёл со сцены. 4’33 – трёхчастное сочинение для вольного состава инструментов, длительность частей, начиная с первой, — 30 секунд, 2 минуты 23 секунды и 1 минута 40 секунд. При исполнении на фортепиано части отделены друг от друга открыванием и закрыванием крышки инструмента. Данное произведение породило бурю скандалов и негодования как со стороны зрителей, так и со стороны многих композиторов того времени. Репутация Кейджа из-за радикальной работы «4’33», а также из-за нового подхода к написанию музыки была изрядно подпорчена. Мысль, которую Кейдж хотел донести до аудитории, заключалась в том, что не существует такого понятия как тишина, что мир переполнен различными случайными звуками. Он хотел, чтобы во время выступления слушатели обратили внимание на ветер за окном, на звуки дождя, на перешёптывающихся людей, на шаги тех, кто решил уйти и прочие малозаметные мелочи. Кейдж искренне считал, что эти случайные шумы являются музыкой в той же степени, что и произведения, написанные для фортепиано или других музыкальных инструментов, и чтобы оценить их, нужно лишь внимательно прислушаться к ним. Благодаря тому, что у этого молчания есть рамки, создается совершенно особенное пространство, которое само способно производить звуки, создавать момент, на котором человек может сконцентрироваться, оставить его «застывшим» в своей памяти, почувствовать его настроение, звук. Нужно услышать именно этот момент.
Самого «4′33″» не существует, это лишь послание. Каждое исполнение единственно в своем роде, и состоит из того, что нас окружает в данные секунды, именно это и будет являться музыкой, а вовсе не тишиной.
Позже Кейдж начнёт писать и говорить о том, как в будущем музыка изменится, включая в себя самые разные звуки и шумы, а композиторы будут использовать для её создания любые инструменты и материалы. Его лекции и статьи станут источником вдохновения на целые поколения вперёд. Своим героем его назовут такие музыканты, как Том Йорк, а в основе своей практики идеи Кейджа будут использовать люди вроде Брайана Ино. «4’33» будет не раз исполнена не только на музыкальной сцене, но также в театре и даже в кино.
1 год назад