558,4K подписчиков
Ученые обнаружили гигантскую черную дыру, масса которой в 30 млрд раз превышает массу Солнца.

Это одна из самых крупных черных дыр, которая была обнаружена.

Черные дыры заметить трудно, ведь они не излучают свет, а, наоборот, поглощают его. Однако сделать это можно с помощью гравитационного линзирования. Свет искривляется, проходя неподалеку от звезды. Это и позволяет ее уловить.

Черная дыра находится на расстоянии в 2,7 млрд световых лет от Земли в очень яркой галактике Abell 1201.

В центрах галактик часто находятся сверхмассивные черные дыры. Есть такая и в центре нашего Млечного пути. Ее масса составляет «всего» 4 млн масс Солнц.

А в прошлом году ученые записали…звук черной дыры. Не удивляйтесь, что речь идет о звуке в открытом космосе. Вокруг черной дыры на огромной скорости вращается огромная масса вещества. Через нее и могут проходить акустические волны. Подробнее об этом я писал в статье:

1 год назад
83,5K подписчиков
Тридцать миллиардов масс Солнца.

Такова масса сверхмассивной черной дыры, которую удалось обнаружить группе исследователей под руководством Даремского университета (Англия). "Эта дыра одна из самых больших из когда-либо обнаруженных", - сказал Джеймс Найтингейл, возглавляющий исследование. Но есть и другая новость, а именно, техника, которая была использована для обнаружения этого объекта. Впервые, по сути, черная дыра была обнаружена с помощью явления гравитационного линзирования. Результаты исследования были опубликованы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Но что такое гравитационная линза? Это массивное тело, которое искривляет траекторию проходящего света, подобно стеклянной линзе: в данном случае галактика, в которой находится черная дыра, отклоняет свет, идущий от той, что находится позади нее. Эффект гравитационной линзы заключается в искажении наблюдаемого нами изображения. Исследователи смоделировали путешествие света от далекой галактики к нам, чтобы попытаться восстановить то, что наблюдал телескоп Хаббл: только включив в модель черную дыру такой большой массы, они смогли восстановить изображение, которое на самом деле было зафиксировано телескопом.

Эффект гравитационного линзирования сыграл решающую роль в открытии сверхмассивного гиганта: "Большинство известных нам черных дыр находятся в активном состоянии, когда материя, притянутая к черной дыре, нагревается и выделяет энергию в виде света, рентгеновских лучей и другого излучения", - объясняет Найтингейл. "Тем не менее, явление гравитационного линзирования позволяет изучать даже неактивные черные дыры, что в настоящее время невозможно для удаленных галактик". Такой подход может привести к обнаружению гораздо большего количества удаленных черных дыр и раскрыть секреты этих экзотических объектов.
1 год назад