22 прочтения · 1 год назад
Исследователи раскрыли роль растений в ускоренном формировании облаков Российские и зарубежные ученые выяснили в ходе экспериментов на установке CLOUD в ЦЕРН, что важную роль в формировании аэрозолей и облаков в атмосфере Земли играют молекулы из класса сесквитерпенов растительного происхождения. Об этом сообщила пресс-служба швейцарского Института Пауля Шеррера. Работа была опубликована в пятницу в журнале Science Advances. НА ЭТУ ТЕМУ Ученые из Томска собрали базу данных об облаках, чтобы проанализировать их по методу ЦЕРН Выделены 27 самоподдерживающихся факторов, ускоряющих глобальное потепление Первое глобальное оледенение Земли связали с длительным потускнением Солнца 3 МАТЕРИАЛА "В атмосферу ежегодно попадает относительно небольшое количество сесквитерпенов, порядка 24 млн тонн. Несмотря на их малый объем, опыты ученых показывают, что эти вещества играют необычно важную роль в формировании частиц аэрозолей и облаков. В среднем, их молекулы производят в десятки раз больше аэрозолей, чем другие растительные терпены", - говорится в сообщении. К такому выводу пришла группа российских и зарубежных исследователей под руководством научного сотрудника Института Пауля Шеррера в Виллигене (Швейцария) Имада Эль-Хаддада. Ученые проводили исследование на научной установке CLOUD - климатической камере, построенной ЦЕРН в 2009 году для изучения физических процессов, приводящих к возникновению облаков. Облачный "щит", окружающий Землю, с одной стороны, отражает часть солнечных лучей и защищает планету от перегрева, а с другой - усиливает парниковый эффект, что делает показатели облачности важной частью климатических моделей. Основу тумана, смога и облаков составляют аэрозоли - взвешенные в воздухе мельчайшие частицы, на которых конденсируется водяной пар. Формированию аэрозолей способствую соединения серы, попадающие в атмосферу в основном как продукты горения угля и нефтяных продуктов, а также разные органические молекулы. Растения и облака Эль-Хаддад и его коллеги впервые подробно изучили роль, которую в этих процессах играют сесквитерпены: летучие органические соединения, которые растения выбрасывают в воздух в неблагоприятных условиях среды. Сесквитерпены входят в состав эфирных масел, в частности, в основу аромата свежескошенной травы. Крайне малая концентрация сесквитерпенов в воздухе мешала в прошлом ученым понять, какую роль они играют в формировании аэрозолей и облаков. Установка CLOUD помогла физикам сравнить, как отличается поведение этих молекул в атмосфере от других терпенов растительного происхождения: изопренов и монотерпенов. Проведенные учеными опыты показали, что сесквитерпены в десятки раз превосходили другие летучие молекулы растительного происхождения в способности ускорять формирование частиц аэрозолей. Это было связано с тем, что взаимодействия между сесквитерпенами, кислородом и озоном вело к формированию большого числа нелетучих органических соединений, чьи частицы способствуют быстрой конденсации водяного пара. Так, добавление небольшого количества сесквитерпенов в воздух, порядка 2% от массы других терпенов, фактически удваивает скорость образования новых аэрозольных частиц. Поэтому в климатических моделях важно учитывать такой фактор, как концентрация сесквитерпенов в атмосфере, заключили исследователи. Фото: © Chizhevskaya Ekaterina/ Shutterstock/ FOTODOM
182 прочтения · 4 года назад
Конденсация воды в воздухе: туман и его скоротечные проявления в динамических поцессах в атмосфере Земли
В предыдущей статье я описал своё видение модели строения твёрдого атома и процесса испарения твёрдых молекул воды из жидкой фазы в газообразную форму водяного пара. Теперь необходимо описать и обратный процесс, то есть конденсацию пара в жидкую воду, который не менее сложен и интересен чем процесс испарения из массива жидкой воды. Все мы знакомы с процессом конденсации воды в виде тумана в крупных масштабах на примере слоёв тумана над водой по вечерам и облаков тумана высоко в небе. Также мы...