263 прочтения · 1 год назад
Древняя статуэтка со штрих-кодом вместо узора
Во время раскопок доисторической канавы в Баварии немецкие археологи обнаружили ряд артефактов VIII–VI веков до нашей эры, которые относятся к гальштатской культуре. Среди них оказалась небольшая глиняная статуэтка с антропоморфным лицом, изображавшая, по всей видимости, богиню воды. Исследователи предположили, что фигурку могли использовать в качестве ритуального подношения. В VIII–V веках до нашей эры на обширных территориях от Центральной Европы до Балкан существовала гальштатская археологическая культура раннего железного века, связанная, по всей видимости, с протокельтскими племенами...
1K прочтений · 2 года назад
Древняя статуэтка со штрих-кодов вместо узора Во время раскопок доисторической канавы в Баварии немецкие археологи обнаружили ряд артефактов VIII–VI веков до нашей эры, которые относятся к гальштатской культуре. Среди них оказалась небольшая глиняная статуэтка с антропоморфным лицом, изображавшая, по всей видимости, богиню воды. Исследователи предположили, что фигурку могли использовать в качестве ритуального подношения. В VIII–V веках до нашей эры на обширных территориях от Центральной Европы до Балкан существовала гальштатская археологическая культура раннего железного века, связанная, по всей видимости, с протокельтскими племенами. При этом ряд исследователей полагает, что она возникла гораздо раньше — около 1200 года до нашей эры, то есть в эпоху поздней бронзы. Свое название она получила по могильнику, раскопанному в окрестностях поселка Халльштатт в Верхней Австрии, где в середине позапрошлого века исследователи обнаружили около двух тысяч древних погребений. Ныне — это памятник, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хозяйство племен гальштатской культуры основывалось на плужном земледелии и подсобном животноводстве. На высоком уровне находилась бронзовая и железная металлургия, а также гончарное и ювелирное дело и искусство. Поселения гальштатцев представляли собой в основном небольшие поселки с планировкой улиц, деревянными столбовыми домами или полуземлянками, а также небольшими укреплениями в виде земляных валов (реже — более крупные городища с валами и рвами). Яркой чертой этой культуры выступает изготовление таких предметов, как антенные мечи, бронзовые шлема с гребнями и широкими полями, зооморфные фибулы и бронзовая посуда. Немецкие археологи проводили охранно-спасательные раскопки, предваряющие строительство автомобильной дороги в обход коммуны Менхштокхайм, расположенной в Баварии. Во время исследования доисторической канавы, которая могла использоваться древними жителями окрестного поселения для сбора воды, они обнаружили небольшую глиняную статуэтку. Помимо нее, в распоряжении ученых оказались кусочки стекла, фрагменты керамики, костяные орудия и глиняный штамп. Последний, судя по его поверхности, использовался для украшения органических материалов. Керамические артефакты позволили археологам сделать вывод, что эти предметы были сознательно помещены в канаву. Судя по сохранившимся фрагментам сосудов, они датируются VIII–VI веками до нашей эры и относятся к гальштатской культуре. Археологическая находка сумела удивить экспертное сообщество: во-первых, она изображает некое существо, которое учёным так и не удалось идентифицировать. во-вторых, на неё нанесён линейный узор, напоминающий современный штрих-код. Аналогов найденному артефакту до сих пор учёным не встречалось. Есть лишь отдалённо напоминающие образцы древнего искусства, встречавшиеся археологам в Причерноморье, но возрастом гораздо старше — минимум на тысячу лет. Исследователи предполагают, что статуэтка могла использоваться в ритуальных целях, изображая некое божество и являясь объектом поклонения. По мнению учёных, место находки и сам артефакт указывают на то, что древний культ мог быть как-то связан с водой. Пол глиняной фигурки невозможно определить. Её длина составляет 19 сантиметров, однако изначальный рост скульптуры мог приближаться к 30 сантиметрам — у неё не сохранились ноги. Зато оказались хорошо прорезаны черты лица — глазницы, нос, рот, подбородок. Голова крупная и плоская, по краям с каждой стороны просверлено по пять небольших отверстий. Исследователи считают, что на голове могло находиться нечто вроде капюшона, прикреплённого к ней, например, металлическими кольцами, которые вставлялись в отверстия. Так что, скорее всего, статуэтка женского пола. Но ещё больше учёных заинтересовал рисунок, вырезанный на её поверхности. По виду он очень напоминает штамп или клеймо со штрих-кодом, какие используются в наши дни. И что бы это значило? Благодарим за внимание, за подписку на канал и за лайк, который Вы поставили себе на удачу! ;)