5,4K подписчиков
Величайшее разочарование месяца. Даже два разочарования.
Они постигли меня в пятницу.
Началось всё с того, что из глубин интернета вынырнула рекламка, извещающая меня о том, что в знаменитом доме в Грузинах, больше известном как Биологический музей имени Тимирязева, проходит и уже вот-вот закончится выставка к столетнему юбилею музея – она «рассказывает историю жизни владельца усадьбы на Малой Грузинской улице и его интереса к предметам русского и зарубежного искусства», - так мне написали в пояснении.
А надо сказать, что владельцем-то был Петр Иванович Щукин, из тех самых собирателей-меценатов, стало быть, личность интересная, особенно для меня, поскольку я последнее время как-то очень прониклась этой темой и считаю, что ее надо просто гигабайтами вбрасывать в массы – мало кто у нас знает о купцах-меценатах и, соответственно, не испытывает к ним никакой благодарности, а это несправедливо.
И, кроме того, меня еще с весны терзало желание попасть внутрь этого терема и всё там рассмотреть – на бесплатные экскурсии, организуемые Москомнаследием, пробиться невозможно, вот я и решила, что сто сорок рублей за билет меня не обездолят, вот и пошла.
И пришла.
Выставкой, посвященной владельцу дома и основателю музея, оказался стенд возле лестничного пролета размером в одну небольшую стенку. По типу стенгазет, которые мы делали в школе: немного текста, несколько цитат, мутноватые черно-белые фотографии. И всё. И вот этот стенд-выставка еще и закрывается 30 декабря. Смотрительница сказала: «Да-да, это и есть выставка. Мы теперь все такие выставки делаем, поэтому и цена за билет небольшая».
На мой взгляд, чистой воды обман потребителя: стенд – это стенд, а выставка – это что-то помасштабнее. Дальше. Почему этот стенд нельзя оставить висеть на этой стенке ВСЕГДА, в конце концов, в качестве благодарности человеку, который совершенно бескорыстно столько сделал для общества? И чтобы школьники – кстати, школьников там видимо-невидимо – запомнили, что был такой дядя Петя Щукин, хороший человек – и это минимум, что мы можем сделать в качестве благодарности.
А вот что касается внутреннего убранства музея, то я вообще не поняла, что именно там показывают любознательным посетителем москвоведских экскурсий, потому что практически всё пространство, за исключением, пожалуй что, потолков, разгорожено и перегорожено стендами и витринами в соответствии с нуждами музея. И даже знатная лестница в псевдорусском стиле за долгие годы советской власти приобрела устойчиво-советский вид в своем облачении из масляной краски – тут же неуловимо повеяло подъездами наших домов.
И опять спросила я смотрительниц, а что же, дескать, показывают экскурсантам? А не припасено ли у них каких-нибудь аутентичных комнаток, на которые бы взглянуть? Но – нет, не припасено. Все потрясающие интерьеры необыкновенного терема благополучно раскатаны под нужды биологической науки и ее популяризации – тут же вспомнилась лестница Меншиковского дворца в Ораниенбауме, чьи резные дубовые балясины заботливо прокрашивались завхозом масляной краской в то время, когда во дворце квартировали совучреждения, и какого труда стоило их потом отчистить и вернуть в первоначальный вид.
В общем, скажу я вам, если вы не фанаты лисьих чучел и собачьих черепов, грибов из папье-маше и погрызенных заячьими резцами веток, то делать там нечего. Можно организовать себе приятную пешеходную экскурсию по Малой Грузинской, осмотреть снаружи музейный комплекс, во двор пускают любого безо всяких билетов, потом дойти до собора Непорочного зачатья, погулять там, перейдя через улицу, посмотреть на доску Высоцкого на доме, где он жил последние годы, - вот это мысль.
А внутри этого волшебного терема смотреть совершенно не на что, потому что всё, что может представлять интерес для любителя исторического интерьера, там давно корова языком слизала. Они там по ночам оживают, наверное. Чучела коров, я имею в виду.

На фотографиях 7 и 9 - исторические интерьеры дома.
2 года назад