Владимир Маяковский и Борис Пастернак познакомились в 1914 году во время поэтического диспута между футуристами и лириками. Лирик Пастернак с первого взгляда был покорен футуристом Маяковским. На следующий день два поэта снова встретились. В кафе на Никитском бульваре Маяковский прочитал свою раннюю трагедию «Владимир Маяковский». Пастернака поразили «демоническая и в то же время безмерно обреченная» поэзия. Да и сам автор трагедии считал Пастернака «изумительным» и знал его стихи наизусть. Со временем их дружба начала разваливаться. Пастернак осуждал Маяковского за злободневность, «бессодержательность» и запутанность. Крупная ссора произошла после 1927 года: Пастернак вышел из творческого объединения «ЛЕФ», где состоял Маяковский, но его имя все равно продолжали печатать в списке участников. Спустя несколько лет Маяковский и Пастернак встретились за границей, но последний так и не смог понять «глашатая революции». Потом Пастернак с любовью вспоминал о былой дружбе — но уже после рокового 1930 года.
1. Одиночество Пастернака – мнимое. Всю жизнь ему казалось, что он одинок, хотя рядом с ним было его поколение, классически образованное и ещё не утратившее окончательно христианские или хотя бы околохристианские ценности. Рядом подрастала советская культура, революционно-романтическая по содержанию и смело-авангардистская по форме.
Но Пастернак был замкнут на себе, вернее сказать, на своём единоличном месте в литературе, на своём искусственном модернизме. С одной стороны маячил Маяковский – истинный взломщик поэзии, своё Я растворивший в МЫ...