6,2K подписчиков
Каждый человек, даже весьма далекий от мира строительства и проектирования, наверняка слышал или встречал имя Василия Баженова. Блестящий русский архитектор, педагог и представитель классицизма, который благодаря своему таланту снискал славу далеко за пределами страны и всецело посвятил себя искусству проектирования. Тайны биографии и недюжинное дарование Некоторые составляющие биографии Баженова до сих пор окутаны тайной: местом его рождения называют то Москву, то село Дольское вблизи Малоярославца Калужской области...
2 года назад
708 подписчиков
Архитектурный ансамбль
Сегодня – как и 250 лет назад — под словом «Царицыно» обычно имеют в виду комплекс дворцовых построек конца XVIII века и живописный парк вокруг них. Изначально ансамбль строится как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов попадает в опалу и отстраняется от дел. Работу продолжает его ученик Матвей Казаков. После смерти Екатерины II работы в Царицыне прекращаются. Парк становится местом загородных прогулок и пикников. Часть построек используется под кофейни и дачи. А с 1917 по 1970-е гг. их занимают коммунальные квартиры. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

В 1775 году Екатерина II приезжает в Москву на торжества по случаю окончания русско-турецкой войны. Весной она прогуливается по окрестностям своей резиденции Коломенское. Расположенная на месте будущего Царицына живописная усадьба «Черная Грязь» приводит Екатерину в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В мае 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. А в конце лета выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Придворный архитектор Василий Баженов получает распоряжение заняться постройкой новой резиденции. Выбор императрицы неслучайно падает на Баженова: во время недавних торжеств на Ходынском поле она восхищается «увеселительными павильонами» его работы. Каждый павильон представляет собой аллегорию на отвоеванные у турок города. Вот как их описывает один из исследователей XIX века С. Любецкий: «Ходынское поле представляло великолепную панораму: на нём сооружена была целая громада построек, составлявшая целый временный город. Каждое здание, отличавшееся своим цветом, в турецком вкусе, с минаретами, киосками, каланчами, имело вид крепости, острова, орды и корабля. Они назывались Азовом, Таганрогом, Керчью, Еникале и так далее».

Екатерина II высоко ценит фантазийный подход архитектора и нанимает для строительства Царицына именно его. Она подчеркивает: дворцовые постройки тоже должны быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». Парк же должен быть «пейзажным» – то есть с использованием естественных ландшафтов и иллюзией минимального вмешательства в природу.

В течение лета 1775 года Баженов снимает подробный топографический план местности. Затем на большом белом полотне чертит контуры будущей усадьбы и наклеивает вырезанные из бумаги планы зданий в предполагаемые места построек. По его замыслу архитектурный комплекс должен выглядеть именно как «россыпь построек» – все они находятся внутри треугольного периметра и при этом стоят отдельно друг от друга. Свободная расстановка зданий естественным образом вписывается в ландшафт старинного парка.

В плане Баженова ансамбль располагается на высоком мысу между оврагом и прудом. Центральное место в нем занимает Большой Кавалерский корпус – для приближенных императрицы. Южнее располагаются одинаковые дворцы для Екатерины II и ее наследника — цесаревича Павла с женой. Впоследствии между ними возводится небольшой дворец для внуков императрицы. Все эти три здания образуют главный дворцовый корпус.

Вокруг — вдоль оврага и по берегу пруда – должны разместиться вспомогательные постройки. Кухонный корпус (Хлебный дом). Три кавалерских корпуса. Камер-юнгферский корпус (для девушек-прислуг). Шестиугольный и Крестообразный павильоны. А также Средний и Малый дворцы императрицы.

Парадный въезд в усадьбу осуществляется через так называемый Фигурный мост. Баженов также планирует Большой мост через овраг – он связывает ансамбль с заовражной частью.

В Царицынском ансамбле не стоит искать готической архитектуры – ее там нет. Выражение «во вкусе готики» для России XVIII века в принципе означает «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Что Баженов и делает. Его «готика» (в переписке с Екатериной он осторожно называет ее «нежной готикой» — это талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для всех построек используется красный кирпич
1 год назад