9,5K подписчиков
Материал опубликован в сентябрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой». От трюизма «Александр Островский — создатель русского театра» до понимания, чем характерны основы театрального искусства и почему оно до сих пор живее всех живых, — дистанция огромного размера, примерно такая же, как между школьным прочтением произведений с добролюбовскими комментариями и зрелым осмыслением ключевых диалогов, постижением феномена пьес нашего главного драматурга. За репликами его персонажей видятся и опознавательные...
8 месяцев назад
13,8K подписчиков
Давно мы не рассказывали вам историй о повседневной жизни старого Художественного театра. Вот одна из них.
Театральное закулисье всегда привлекает зрителей, остается для них чем-то манящим и таинственным. А знаете ли вы, что экскурсии по МХАТу активно водили в 1920-х годах?
В то время здание и техническое оснащение театра были признаны образцовыми. Поэтому МГСПС (Московский городской совет профессиональных союзов) придумали экскурсии в закулисную часть для различных организаций. Проходили они едва ли не ежедневно во вторую половину дня, во время отдыха артистов. И собиралось на такие экскурсии от 60 до 100 человек.
В жизнь МХАТа это вносило элемент хаоса. Что заставило Станиславского в 1921 году написать ходатайство, в котором были такие слова:
«… осмотр Театра происходит при ненормальных условиях. Экскурсанты, идя по сцене, коридорам, уборным, отстают друг от друга и потом блуждают в одиночку, заблудившись в лабиринте театральных кулис. Они толпами входят в уборные артистов, в которых мы проводим половину нашей жизни, трогают костюмы, вещи, гримы и кисти артистов, всевозможные сценические приспособления и пр. Такой порядок ненормален и вносит:
1. большой беспорядок в текущую каждодневную жизнь Театра,
2. требует усиленной уборки помещений,
3. опасен в гигиеническом отношении,
4. портит предметы и костюмы.
Театр сознает свои общественные обязанности в отношении показа сценических машин, аппаратов и закулисных удобств и потому он охотно идет в этом отношении навстречу всем специалистам, желающим познакомиться со специфическими тайнами нашего дела.
Но я и администрация решительно протестуем против осмотров неспециалистами, являющимися из простого любопытства и желания посмотреть, как живут актеры».
К концу 1920-х годов вопрос был отрегулирован, хотя эксцессы время от времени случались. Милиционер Алексей Гаврилов, дежуривший во МХАТе на спектаклях, записал 26 декабря 1928 года в своем дневнике: «Огромный наплыв экскурсантов. Ломятся в контору почем зря, дерутся в очереди между собою. У курьера Ф.С. Снеткова в тесноте оборвали пуговицы на куртке и в прорехе брюк».
Экскурсии тогда проходили два раза в неделю – по вторникам и пятницам. Вел их заведующий сценой Иван Титов. Самородок, начинавший у известного машиниста-декоратора Большого театра Карла Вальца, он работал со Станиславским еще в Обществе искусства и литературы. Титов изобрел первый в России поворотный круг, а в советские годы консультировал по вопросам строительства театральных и клубных сцен. Об устройстве сцены и театральной машинерии он знал все.

На фото из фондов Музея МХАТ: тот самый Иван Титов.
1 год назад