6,5K подписчиков
Абрамцево и Абрамцевский художественный кружок

Усадьба, купленная Саввой Ивановичем Мамонтовым в 1870 году у писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, стала уголком вдохновения для многих людей искусства. Идея создать для творческой интеллигенции комфортные условия в живописном местечке появилась в Риме в 1872 году. Так было положено начало неформальному объединению, известному как «Абрамцевский художественный кружок».

Художники, музыканты, театральные деятели приезжали каждое лето в Абрамцево. Многие жили здесь. В красной гостиной усадьбы собирались друзья Саввы Мамонтова: И.Е. Репин, В.М.Васнецов, А.М.Васнецов, В.Д.Поленов, И.С.Остроухов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, Н.В.Неврев, М.М.Антокольский,  В.А.Серов, В.А.Коровин, И.И.Левитан, Ф.И.Шаляпин и многие другие.

Уже в 1873 году на территории усадьбы по проекту архитектора В. А. Гартмана была построена большая «Мастерская» в русском стиле для художников. А вслед за ней появился другой оригинальный деревянный флигель — «Баня» получивший позже за свою «сказочность» второе название «Теремок».

Помимо того, что в Абрамцево активно развивалась русская национальная живопись, здесь, а также в московском доме Мамонтовых, происходило становление русской оперы.

С 1880-х годов в Абрамцеве активно воссоздавали образцы народного орнамента, резьбу по дереву и камню, вышивку, изучали старые и изобретали новые техники изготовления художественно-бытовой утвари, в том числе керамической.

О деятельности Абрамцевского кружка Савва Иванович говорил: «Надо приучить глаз народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах». Хозяин усадьбы работал над скульптурой и майоликой.

После 1917 г. усадьба была национализирована и превращена в музей.

Время окончания деятельности объединения определить затруднительно. Последний домашний спектакль в Абрамцеве состоялся в 1897 году. Выросшая из театральной деятельности кружка Русская частная опера просуществовала до 1900 года, а затем преобразованная в Товарищество оперных артистов — до 1904 года. Ещё дольше работали художественные мастерские: гончарная в Москве до 1918 года и столярная в Абрамцеве до 1920-х годов.

Музыкальное сопровождение в видеоролике - отрывок из Элегии Массене. Она была гениально исполнена Шаляпиным. Полностью прослушать можно на нашем сайте. https://ruskontur.com/elegiya-massne-ispolnyaet-fyodor-shalyapin/
7 месяцев назад
5,5K подписчиков
Средоточием новых художественных идей стал Абрамцевский кружок — содружество, собранное меценатом Саввой Мамонтовым.

В Абрамцево началось возрождение утраченных и забытых русских народных ремесел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки.

Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних памятников архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства, искали образцы народного творчества в окрестных селах.

В мастерской пробуют свои силы многие художники, но наибольший вклад внесли Михаил Врубель и Петр Ваулин.

Михаил Врубель — художник большого декоративного таланта поднимает это «утилитарное ремесло» до уровня настоящего искусства, ставшего вехой в истории русской скульптуры, ибо с его работами в традиционной скульптуре появился цвет во всем его великолепии.

Петр Ваулин — молодой и одаренный энтузиаст керамики, по образованию химик-технолог, с воодушевлением принимающий задачу возрождения майолики, разрабатывает новый технологический процесс, создает несколько уникальных рецептов красочных покрытий и заново открывает редукцию — технологический процесс, когда под воздействием атмосферы в обжиге, оксиды, из которых состоят красящие пигменты, превращаются в металлы, что позволяет добиваться потрясающих художественных эффектов в майолике — металлизации, мерцания и радужного блеска.

Как в самой майолике, под воздействием огня и химии красок, возникают невиданные по красоте эффекты, так и здесь, в мастерской, под патронажем Мамонтова, совместная работа гениального художника и талантливого химика дала выдающийся результат, оказавший влияние на все виды русского искусства.

Майолику Абрамцева отличает изумительная красота глазури: волшебная алхимия Ваулина превращала поверхность керамики в красочную драгоценность — именно то, во что по сей день влюбляется с первого взгляда абсолютное большинство зрителей.

Благодаря гибкости и отсутствию строгих идейных и стилевых рамок русский неоромантизм плавно вошел в новый век, превратившись в яркий и самобытный русский модерн.
9 месяцев назад