Найти в Дзене
Зарегистрированная страница
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Закреплено автором
культшпаргалка
Шесть танго, которые нельзя не знать
90,8 тыс · 7 лет назад
культшпаргалка
Что такое "Casta diva" и почему она стала оперной легендой
33,8 тыс · 4 года назад
культшпаргалка
С нами Бах
6596 · 4 года назад
Уже к концу этого года нас ждёт новый "Амадей" - минисериал от британской телекомпании Sky. Все, кто любит легендарный оскароносный одноимёный фильм Милоша Формана 1984 года, встречают эту новость с понятным чувством предубеждения. Авторы позиционируют свою новую работу не как ремейк старого киношедевра, а как новую, "дерзкую" экранизацию пьесы Питера Шеффера, лежащую в основе старого "Амадея". Но художественный вес фильма Формана настолько велик, что любая версия того же сюжета будет выглядеть как ремейк. Во всяком случае мы неизбежно будем смотреть его через оптику "того "Амадея". Совершенно точно то, что сценарист (Джо Бартон) и режиссёры (Джулиан Фарино и Элис Сибрайт) этого фильма не могут тягаться с авторской командой старого "Амадея", где сценарий писал сам Питер Шеффер, а за плечами режиссёра Милоша Формана уже был великий фильм "Пролетая над гнездом кукушки". К тому же за музыкальную часть там отвечал легендарный дирижёр Невилл Марринер. И какой Сальери может быть лучше, чем Миррей Абрахам? Да и к Моцарту в исполнении Тома Халса мы уже прикипели всей душой. Кстати, первый вопрос, возникающий у того, кто узнаёт новость о новом сериале: кто сыграет Моцарта? Тем более, что у них же нет Сергея Безрукова. В недавно вышедшем тизере сериала можно увидеть, что Моцарт предстанет в образе японца в чёрном парике - его роль играет британский актёр Уилл Шарп. Сальери - Пол Бетанни, Констанция, жена Моцарта - Габриэль Криви. Трудно судить по тизеру, но некоторые кадры и ракурсы подозрительно - едва ли не точь-в-точь, напоминают формановского "Амадея". Первые эмоции от его просмотра в духе "не читал (не смотрел), но осуждаю", можно считать естественной реакцией. Конечно, то, что Форман и его команда 40 лет назад создали киношедевр, не означает его неприкосновенности и сакрализации, кинематограф живёт и развивается по своим законам и одновременно меняется его аудитория. Поэтому - посмотрим. Во всяком случае, коммерческий успех этого сериала предсказуем. У зрителей есть, как минимум, две причины обязательно его смотреть: те, кто не видел "Амадея" 1984 года, посмотрят сериал в силу популярности имени Моцарта. А все остальные обязательно захотят утвердиться во мнении, что лучше "Амадея" Формана ничего не было, нет и быть не может, и на этом основании наверняка дотянут до последней, пятой серии. Всякое бывает, и есть какой-то шанс, что мы удивимся и восхитимся новой версией пьесы Шеффера. К слову - всё о Моцарте (33 материала) в 👉этой подборке Культшпаргалки.
464 читали · 1 неделю назад
🌴Какую музыку вы взяли бы с собой на необитаемый остров, если бы вам пришлось провести там всю оставшуюся жизнь, притом что выбрать нужно только одного композитора? Мой совет: берите с собой Вивальди. Главная причина - он даст вам такую оптику, которая позволит увидеть жизнь с её правильной - лучшей стороны, и зарядит ваши внутренние аккумуляторы энергией движения. Кроме того, он написал столько музыки, что её хватит надолго. То, что все его пятьсот концертов сделаны наспех по одной мерке, как утверждают некоторые завистливые острословы, верно только процентов на пять (при таком количестве это неизбежно). На самом деле он постоянно придумывал что-то новенькое и экспериментировал. Но это только концерты. А есть ещё оперы с коллекцией прекрасных и виртуозных арий, духовная музыка и многое другое. Это всё к тому, чтобы вы не забывали заглядывать на мой 👉телергам-канал, где мы по воскресеньям слушаем Вивальди и разбираемся в азах музыки барокко. Сегодня, например (это уже 46-е воскресенье цикла) - очень задорный👉"сельский" Концерт для флейты, гобоя, скрипки и фагота (RV 95) под названием "Пастушка" ("La Pastorella"). Всю коллекцию можно послушать с начала по тегу #вивальди_по_воскресеньям. А завтра у нас очередное мероприятие по преодолению тяжести 🎈 понедельника - цикл самой духопоъёмной и вдохновляющей на труд музыкальной классики под тегом #мажорный_понедельник. Сюда же я перенесла и продолжаю публиковать свой сборник "Самые прекрасные арии о любви", тут же открытие новых (то есть хорошо забытых старых) композиторов и многое другое. 🍬Отдельный бонус - полное отсутствие рекламы в роликах. Приходите, слушайте, подписывайтесь!🌺
728 читали · 1 месяц назад
Почему "Венецианский карнавал" Паганини - это не то, что вы думаете
"Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим!" - предупреждал Козьма Прутков. Вспомните его совет, когда, забив в поисковую строку - "Венецианский карнавал" Паганини" , вы увидите многочисленные ролики с музыкой, имеющей к Паганини лишь косвенное отношение. Всё смешалось в "Венецианском карнавале" с тех пор, как в историю этого сочинения вмешался соперник Паганини и одновременно его пламенный фанат - австрийский скрипач-виртуоз Генрих Эрнст. Это продолжение статьи 👇 Имя...
277 читали · 1 месяц назад
Что такое "Венецианский карнавал" Паганини
Бывают мелодии, обладающие необъяснимой энергией заразительности. Они необыкновенно живучи, распространяются, подобно вирусу, преодолевая географические границы и исторические эпохи. Какой-нибудь "Серенький козлик", к примеру, это та культурная нить, которая надёжно связывает вашего ребёнка, делающего уроки с помощью искусственного интеллекта, и вашу прапрапрабабушку, жившую при Николае I, потому что она тоже пела эту песенку в детстве. Из этого ряда - мелодия старинной неаполитанской канцонетты...
299 читали · 1 месяц назад
Репост
133 читали · 2 месяца назад
Репост
482 читали · 2 месяца назад
Репост
403 читали · 2 месяца назад
❓"А что вы скажете о контртеноре Клаусе Номи?" Это один из тех вопросов в комментариях, на которые я обещала подробно ответить читателю, но обещание утонуло в текучке будней. Прошу за это прощения и отвечаю. Cначала о том, кто это такой. Возможно, не все слышали его имя. Клаус Номи - это немецкий вокалист, выступавший на американской эстраде в 70-х и начале 80-х годов, и прославившийся, благодаря трём обстоятельствам: ✔️ своему уникальному сценическому образу (что-то вроде очень странной поющей марионетки в костюме инопланетного клоуна с нарисованными бровями и губами в стиле Марлен Дитрих); ✔️ тем, что он смешивал в своём репертуаре лёгкий жанр с оперными (причём женскими) ариями, переходя при этом с мужского голоса на "женский", фальцетный (слово "контртенор" тогда ещё мало кто знал); ✔️ а также тем печальным обстоятельством, что он стал одной из первых жертв СПИДа, и умер от этой новой напасти 20 века в возрасте 39 лет. Как это часто бывает, внезапная смерть быстро превратила его в культовую фигуру со всеми вытекающими из такого статуса мифами и легендами. Почти в любой Википедии вы прочитаете о Клаусе Номи, что это немецкий контртенор, обладавший необыкновенным голосом с диапазоном в несколько октав (называют от 10-ти до 3-х), и новаторски смешавший в своем репертуаре популярную музыку и оперную классику. Что тут правда, а что вымысел? Назвать Номи "немецким контртенором" - это всё равно, что назвать Филиппа Киркорова "русским баритоном", а Пола Маккартни "британским тенором". Такая терминология по умолчанию предполагает, что речь идёт об академическом вокале, то есть об оперном или камерном певце. Но Номи - эксцентрик, эстрадный певец. То, что в его репертуаре было несложные оперные арии (всего три), которые он пел на любительском уровне, не делает его академическим певцом. Это всего лишь элемент эстрадного шоу, где и микрофон, и минусовка вместо оркестра, и вокальная фальшь, и смешение вокальных техник, и всякие спецэффекты - вариант нормы. Поэтому говорить о нём как о контртеноре можно было бы только в том случае, если бы он профессионально выучился академическому вокалу и выступал бы на оперной сцене. Что касается десяти октав вокального диапазона, то это из разряда популярных народных легенд, с которыми люди категорически не хотят расставаться. Такое пишут те, кто не знает, что такое октава и как измеряется вокальный диапазон. Кстати, в комментариях к моей статье 👉"Мифы и блефы вокала" читатели долго ломали копья на эту тему. Если взять любую песню Номи и посмотреть её диапазон, окажется, что это полторы октавы природного голоса (тенора) плюс одна октава в контртеноровой технике. Оценивать Клауса Номи нужно с позиций того жанра, в котором он работал. Наверняка, он заслужил все свои лавры, которыми его наградила публика 80-х. Но записывать его имя в список известных контртеноров, в которых значатся Деллер, Жарусски, Фаджоли и др., нет никаких оснований. ✔Статьи об известных контртенорах - 👉здесь и 👉здесь.
696 читали · 3 месяца назад
Что почитать тому, кто любит Бетховена
Как найти что-нибудь свежее, интересное, написанное доступно, увлекательно и при этом со знанием предмета? Вот несколько рекомендаций, которые пригодятся и рядовому меломану, и профессиональному музыканту - педагогу и исполнителю. 1️⃣Обязательно и непременно - книги Ларисы Кириллиной - "Бетховен. Жизнь и творчество" в 2-х томах, её же книга "Бетховен" из серии ЖЗЛ и "Бетховен и русские меценаты" плюс интересные лекции о Бетховене, которые можно при желании найти на разных ресурсах. Музыкантам хорошо известно это имя...
288 читали · 3 месяца назад
Как Россини спасал Бетховена. Часть 3. Нищий или состоятельный?
Итак, Россини, уязвлённый в самое сердце ужасными бытовыми условиями великого гения, задался целью во что бы то ни стало помочь ему. Его первая попытка не увенчалась успехом. Вот продолжение этой истории, которую Россини рассказал однажды Рихарду Вагнеру. (Начало 👉здесь и 👉здесь). «Потерпев неудачу в своих попытках создать ежегодную ренту для Бетховена, я, однако, не опустил руки. Я решил попытаться собрать необходимые средства, чтобы купить ему дом. Мне удалось получить несколько обещаний, но,...
458 читали · 3 месяца назад
Как Россини спасал Бетховена. Часть 2. Странности гения
Как совместить в сознании то, что великий гений, написавший "Аппассионату" и "Героическую симфонию", живёт в жалкой захламлённой мансарде с протекающей крышей? Для Россини это было не столько необъяснимым парадоксом, сколько фактом вопиющей, ужасной несправедливости. Это продолжение статьи 👇 Между тем в Вене никто уже этому не удивлялся. Бетховен имел здесь сложившуюся репутацию гения со странностями, имеющего к тому же привычку создавать вокруг себя бытовой хаос. В венском обществе, где приличный...
666 читали · 3 месяца назад
Как Россини спасал Бетховена. Часть 1: "Я стоял перед ним как мотылёк перед львом"
Что мы знаем о Россини-человеке? Правильным ответом будет - ничего. Он сам придумал себе образ "человека, который смеётся" - весёлого толстяка, остроумного балагура, гурмана и повесы, хитмейкера и любимца публики, между делом сочиняющего одну за другой свои очаровательно мелодичные оперы. Но каким он был на самом деле, что называется, кроме шуток? Вот, например, история его взаимоотношений с Бетховеном, проливающая свет на настоящего Россини. В апреле 1822 года 30-летний Джоаккино Россини приехал...
354 читали · 3 месяца назад