Статьи
9 прочтений · 1 неделю назад
Джон Говард Лоусон о построении драматургии
Часто приходится слышать, что искусство может (или должно) быть вне политики или что не всякое творчество социально. Все это, конечно, восходит к дискуссии об искусстве ради искусства или искусстве для общества. Об этом очень содержательно писали когда-то Чернышевский или Плеханов, но чаще они, в силу эпохи, касались несценических и неигровых искусств. Применительно к кино и театру эти размышления продуктивно продолжил американский сценарист и драматург Джон Говард Лоусон в книге “Теория и практика...
11 прочтений · 2 недели назад
Голливудские боссы. Почему Голливуд называют Фабрикой Грёз?
Когда Голливуд называют Фабрикой Грёз, это прозвище не всегда стоит воспринимать в переносном значении. Во всяком случае, процесс создания кинематографического произведения в ХХ веке походил именно на фабрику. Кино очень технологичное искусство, и его развитие шло рука об руку с индустриализацией, свойственной развитому капитализму. Если ранняя эпоха кинематографа неразрывно связана с ярмарочным балаганом и энтузиазмом отдельных кустарей, занимавшихся и придумками, и съемкой, и монтажом, и распространением...
11 прочтений · 2 недели назад
Голливудские боссы. Об истоках "Фабрики грез"
Кинематограф — это не только искусство. Это также крупный сектор мировой экономики, глобальные кассовые сборы которого только в 2022-м году составили 26 млрд. $ по данным IMDB. Значит, речь идет не только о творческих открытиях, сыгранных ролях или увлекательном экранном действии. Речь еще о производственных мощностях, долларах и центах, сделках и конкуренции. Кто контролирует эту гигантскую машину, дергает за веревочки и рычаги? И в чьих интересах заставляет ее работать? Об этом нам и предстоит поговорить...
8 прочтений · 3 недели назад
Борьба за киноискусство: политика и искусство в Голливуде
Листая сборник “The Craft of the Screenwriter” (1981), где журналист Джон Брэйди опубликовал интервью с несколькими ведущими голливудскими сценаристами эпохи 70-х, я наткнулся на мысль Пола Шредера (автора "Таксиста" и "Бешеного быка", режиссера "Дневника пастыря" и "Холодного расчета”), где он неожиданным образом сравнивает кинобизнес с политикой: “Одна из проблем в кинобизнесе заключается в том, что те, кто там выживает - необязательно настоящие художники. В этом смысле, дело очень похоже на политику...
7 прочтений · 3 недели назад
Николай II о роли кинематографа в царской России
В рамках отечественной истории кинематографа мы часто обращаемся к советскому опыту - да и как иначе, учитывая широко растиражированную фразу Ленина о “важнейшем из искусств”. А как обстояли дела с кино в “России, которую мы потеряли”? Понимали ли силу зарождающегося явления элиты царской России? Если обратиться к некоторым свидетельствам, то ценность они, безусловно, понимали. Но преимущественно в виде опасного места, где под покровом ночи могут собираться подрывные элементы. В этом отношении любопытно взглянуть на резолюции Николая II по отношению к кино в разные годы...
10 прочтений · 1 месяц назад
“Хранительница пламени” Джорджа Кьюкора
Американский кинематограф золотой эпохи, как мы знаем, в целом был довольно консервативным с точки зрения социальной повестки, и примеры вроде “Гроздьев гнева” представлялись скорее исключением, подтверждающим правило. Но иногда по недоглядке студийные боссы умудрялись запускать проекты, из-за которых им самим приходилось потом в ярости выбегать из кинотеатра. Так, например, случилось с Луи Майером, когда его студия создала фильм “Хранительница пламени” Джорджа Кьюкора (1942). Дело в том, что писать сценарий пригласили Дональда Огдена Стюарта, члена компартии США...
6 прочтений · 1 месяц назад
Голливудский "high-concept". Что это такое?
В продолжение темы современного Голливуда и студийной системы, о которых метко давече рассказывал Коппола в Каннах. Как и у профессионалов любой другой области, у голливудских боссов и продюсеров есть свой лексикон, который используется в высоких кабинетах, и который со стороны может звучать весьма причудливо. Не иронично ли, например, что супер-привлекательный с коммерческой точки зрения проект называется термином high-concept? Если переводить это словосочетание на русский язык, то логично было...
80 прочтений · 1 месяц назад
Фрэнсис Форд Коппола и его новый проект “Мегалополис”
Фрэнсис Форд Коппола в Каннах представил свой новый крупный проект “Мегалополис”, к которому шел много лет. Хороша или нет последняя (вероятно) работа великого мастера мы, надеюсь, узнаем уже в этом году, но в данном случае интересно то, что Коппола говорил на пресс-конференции. Фрэнсис Форд уже давно критикует современную голливудскую систему. И в отличие от Мартина Скорсезе, которого относительно недавно заставили унизительно извиняться за пренебрежительные слова о Marvel (не зря говорят: кто...
6 прочтений · 1 месяц назад
После появления ядерного оружия человечество познало новую угрозу. Деятели искусства тоже стали переживать по поводу атомных бомбардировок, особенно на фоне начавшейся Холодной войны. Пик появления кино о последствиях ядерной войны приходится на самые обостренные периоды международной политики: в 60-х после Карибского кризиса (или немногим ранее) и в 80-х с новым ухудшением отношений между СССР и США. “На берегу” помещает в центр повествования команду американской подводной лодки в первые дни после начала войны. “Система безопасности” и “Доктор Стрейнджлав” с двух сторон рассказывают один и тот же сюжет об атомном противостоянии из-за случайности, но один в форме политического триллера, а в другой - черной комедии. “На следующий день”, “Завещание” и “Письма мертвого человека” смотрят на ядерную зиму с точки зрения обычных людей, которые жили, трудились и любили, а потом все их надежды оказались растоптаны. Во всех случаях это очень жуткое кино. И именно поэтому его нужно знать и смотреть.
17 прочтений · 1 месяц назад
Угнетатели и угнетенные в “Унесенных ветром”. Политический подтекст романа
Любовные романы уже давно заняли одну из главенствующих ниш у литературной публики. Ведь они наполнены вихрем эмоций, любовными страстями, возникновением различных препятствий на пути к личному счастью героев. А что если все эти проявления замешать в исторический контекст? К примеру, погрузить во времена Гражданской войны в США! На выходе мы получим мировой бестселлер американской литературы — “Унесенные ветром”, изданный в 1936 году под авторством Маргарет Митчелл. Этот роман принес американской...
19 прочтений · 1 месяц назад
Роджер Корман - “Король фильмов класса B”
На прошлой неделе ушел из жизни Роджер Корман. Прожив целых 98 лет, он по праву завоевал себе звание “Короля фильмов класса B”, на протяжении многих десятилетий занимаясь малобюджетными жанровыми лентами, среди которых были ужастики, вестерны, фантастика, боевики, гангстерские ленты и т.д. Практически никогда он не терпел финансовых убытков и всерьез провалился лишь тогда, когда решил высказаться по социальным вопросам - лентой о расизме “Захватчик”, коснувшись острого вопроса задолго до того, как это стало мейнстримом в американском кинематографе...
55 прочтений · 1 месяц назад
Годзилла минус один. Японцы, ящеры и социальный ужас
“Годзилла: Минус 1” вышла в 2023-м году в Японии и совсем недавно получила премию Оскар за лучшие спецэффекты, став самым низкобюджетным фильмом, когда-либо выигрывавшем трофей в этой номинации — бюджет картины составил 15 млн. $. Для сравнения можем взглянуть на стоимость голливудских версий истории про гигантскую ящерицу: “Годзилла и Конг: Новая империя” (2024) стоит 135 млн. $, “Годзилла против Конга” (2021) обошлась аж в целых 200 млн. $. То есть в “Годзиллу против Конга” вполне уместилось бы 13,3 “Годзилл Минус 1”...
Видео