Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Михаил Хазин. Главное за неделю. 24-29 августа. Часть 2
Разговор о глобальной политике начинается с вопроса: становится ли Арктика новой точкой противостояния? Ответ — прежде чем искать врагов и союзников, стоит разобраться в самой конфигурации сил. Сегодня она трёхполюсная: США, Россия и связка Лондона с Брюсселем. Главная интрига — устранение Великобритании из роли скрытого дирижёра европейской политики. Лондон «всех достал», и всё больше игроков начинают это осознавать. Знаковым событием последних дней стала встреча в Анкоридже, которая фактически вернула Россию в клуб великих держав...
2 дня назад
Колонка от 31 августа 2025 года На днях (28 августа) состоялось заседание правительства РФ под руководством Михаила Мишустина. Тем было поднято много, но меня интересует одна, долги регионов. С чего начал Мишустин: «Поддержка регионов – это наш приоритет. И по поручению Президента действует специальный механизм, который, напомню, позволяет списывать две трети задолженности по бюджетным кредитам тем территориям, которые занимались модернизацией инфраструктуры и финансировали ряд других важных задач. Примем такие меры в отношении займов ещё девяти субъектов на общую сумму около 25,5 млрд рублей. Это Астраханская, Костромская, Пензенская, Саратовская, Томская области, республики Башкортостан, Удмуртия, Ингушетия и Хакасия». Кроме того, рассматривался ещё вопрос о поддержке других регионов, в том числе, Калининградской области. Мишустин: «Рассмотрим сейчас направление дополнительной поддержки бюджетам Еврейской автономной области и Республики Алтай в размере около 3 млрд рублей. Это финансирование пойдёт на первоочередные социально значимые расходы. Это обеспечит регионам максимально гибкий подход к оперативным решениям. Антон Германович (обращаясь к А.Силуанову), просьба, чтобы выделенные средства были доведены до исполнителей как можно быстрее. От этого зависит результативность принимаемых решений, о которых мы договаривались во время рабочих поездок». Почему это важно? А потому, что, в отличие от Китая, в котором центр активно поддерживает инвестиционную активность провинций, у нас любые финансовые активы многие годы высасывались в Москву. И, кстати, продолжают высасываться … Как будто жизни за МКАДом нет … Отметим, что это была принципиальная позиция либеральной группы, которая до сих пор руководит нашим бюджетом и финансами. Недаром Мишустин обращается к яркому представителю этой группы министру финансов Силуанову с требованием, чтобы упомянутые деньги были выделены как можно быстрее. Печальный опыт имеется. В 2000-е годы любимым занятием Минфина было требование к регионам брать коммерческие кредиты на реализацию тех вопросов, которые они были обязаны выполнять по закону. То есть, фактически, на которые они должны были получать деньги из федерального бюджета. Уж коли их не хватало. В бытность мою начальником департамента кредитной политики Министерства экономики мы даже придумали универсальную схему для регионов. В соответствии с которой, каждый регион должен был разработать инвестиционную программу (кто на 3 года, кто на 15 лет) и утвердить её в правительстве РФ. Суть программы в том, что за счёт средств региона и федерального центра строится такое количество промышленных и других объектов, что регион перестаёт быть реципиентом и полностью обеспечивает свои потребности за счёт собственных бюджетов. Разумеется, это не значит, что после этого регион может выйти из состава РФ, поскольку никто не отменял ни федеральные объекты, ни финансирование инфраструктуры федерального масштаба. Но первичное здравоохранение, ЖКХ, социалку, регион должен финансировать сам. И должен иметь на это ресурсы. Понятное дело, либералы не допустили такого безобразия, средства, которые могли быть на неё направлены, ушли за рубеж. Ну, а что с ними было дальше известно. Но, будем надеяться, что эта тема найдёт в лице правительства Мишустина ту силу, которая сможет вернуться к восстановлению сильных регионов. Не говоря уже о том, что нужно восстанавливать (на новых условиях) русскую деревню. Поскольку больно смотреть на то, что сейчас на месте тех поселений, которые существовали века. В общем, пусть медленно (по объективным причинам), но правительство начинает возвращаться к базовым проблемам страны. И эту тенденцию нельзя не приветствовать
324 читали · 3 дня назад
Михаил Хазин. Главное за неделю. 24-29 августа. Часть 1
В эфире «Экономики по-русски» предлагается отойти от политологических «сказок» и взглянуть на прошедшую неделю объективно — через базовые причины. С 1981-го мировую экономику держала долларовая эмиссия: под неё выросли целые поколения управленцев, медиа и институтов. Модель выработала ресурс: печать денег теперь даёт инфляцию, а отказ печатать рушит бюджеты и всю многоэтажную систему распределения. На этом фоне ослабляют финансисты, поднимают голову альтернативные элиты — в США (промышленники и «цифровики»), в Европе (старые земельные/промышленные группы)...
1619 читали · 5 дней назад
Михаил Хазин. Главное за неделю. 17-22 августа
В «Экономике по-русски» ведущий Михаил Хазин беседует с социологом Константином Антоновым о том, как меняется мировая парадигма, сложившаяся после 1991 года, и что происходит с элитами и массами на Западе. Отправной точкой разговора становится мысль: изменение внешних условий не трагедия, трагедия — разрушение иллюзий. Когда уходит чувство «правильной среды», гарантированной безопасности и неограниченных возможностей, это переживается как катастрофа с тяжелыми последствиями. Но теория — одно, жизнь...
1251 читали · 1 неделю назад
Михаил Хазин. Главное за неделю. 10-15 августа
Дата: воскресенье, 17 августа Время: 11:00 (мск) Тема: Экономика по-взрослому Третий вебинар из цикла «Экономика по-взрослому» продолжит разбор ключевых мировых экономических процессов и их влияния на жизнь граждан и работу бизнеса. Как и в предыдущих встречах (30 июля и 3 августа), участники получат практические рекомендации, позволяющие минимизировать негативные последствия глобальных изменений. Ключевой блок вебинара будет посвящён встрече Дональда Трампа и Владимира Путина на Аляске. В центре...
1100 читали · 2 недели назад
Михаил Хазин. Главное за неделю. 4-8 августа
В авторской программе "Экономика" Михаил Хазин раскрывает фундаментальную проблему мировой экономики: единственным источником новых денег остаются США, и Трамп использует это как инструмент экономического шантажа. Анализируя ультиматум Трампа по санкциям против китайских покупателей российской нефти, экономист показывает, как коммерческое мышление американского президента кардинально отличается от традиционной политологии - Трамп мыслит категориями прибыли, а не идеологией. Особенно важен прогноз...
2887 читали · 3 недели назад
Михаил Хазин. Главное за неделю 27-31 июля
В выпуске Михаил Хазин объяснил, что Соединённые Штаты по-прежнему активно наращивают государственный долг, чтобы поддерживать внутренний спрос и стимулировать рост экономики, несмотря на высокий дефицит внешней торговли. За последние годы импорт из Китая и Евросоюза существенно превышает экспорт: США получают прежде всего дешёвую массовую продукцию, тогда как их собственные товары для внешних рынков остаются относительно дорогими. Чтобы скорректировать этот дисбаланс, администрация Трампа, ввела...
5702 читали · 1 месяц назад
Колонка от 29 июля 2025 года В начале лета глава правительства Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию по развитию транспортной инфраструктуры. А совсем недавно вышел перечень поручений по этому вопросу. Не секрет, что очень многие хорошие начинания в наше стране так и не реализовались, поскольку никто не озаботился проверкой того, как реализуются те вопросы, которые на них обсуждались. Транспорта это касается особенно, поскольку, как известно, "у нас две беды, дураки и дороги». Мишустин совершенно не собирается повторять эт традиционную ошибку, поэтому выпустил перечень поручений по итогам этой стратегической сессии. Прежде всего, он поручил Минтрансу актуализировать транспортную стратегию России до 2030 года с прогнозом на период до 2035. Актуализированная стратегия должна сформулировать методы достижения таких целей, как обеспечение лидерства России в беспилотных технологиях в транспортной сфере, развитие инфраструктуры новых регионов и транспортной связанности с ними, улучшение транспортной доступности опорных населенных пунктов, системная реконструкция внутренних водных путей, качественное расширение направлений использования водного транспорта. В связи с этим уже к 1 октября Минтранс и Минэкономразвития должны разработать комплекс дополнительных мер, обеспечивающих существенное повышение производительности труда в транспортном комплексе. До 5 ноября этого года Минтрансу и Минэкономразвития предстоит представить правительству предложения по концепции проекта федерального закона «О транспортной политике». К 28 ноября Минтрансу поручено представить правительству концепцию научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации до 2035 года. До 15 декабря Минтранс и Минцифры должны доработать концепцию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы – и к тому же сроку Минтранс, Минстрой и Минфин представят правительству предложения по опережающему финансированию мероприятий по развитию Новороссийского и Мурманского транспортных узлов, а также Багаевского гидроузла в Ростовской области. При формировании федерального бюджета на 2026–2028, - а это основная задача правительства на ближайший месяц, - Минфину и Минтрансу поручено обеспечить дополнительное финансирование масштабного обновления общественного транспорта и отчитаться о достигнутых результатах к 1 сентября. Последнее принципиально важно — даже в лучшие годы Минфин мог завалить любую инициативу правительства просто её недофинансировав. Сейчас, когда у команды Мишустина и денежных властей совершенно разные взгляды на макроэкономическую политику, это стало особенно актуально. Напомним, что Мишустин считает, что инвестиций в реальный сектор и инфраструктуру должно быть как можно больше, а денежные власти — как можно меньше. Якобы, в целях борьбы с инфляцией. 1 сентября уже довольно близко, а Мишустин, я напомню, организовал работу своего аппарата так, что от исполнения не отвертишься. Разумеется, и тут бывают разные варианты, но, будем надеяться, что аппаратно-бюрократический саботаж, который в какой-то части имеет место всегда, будет преодолён. Вообще, внимание к транспортной инфраструктуре радует, поскольку это сильно снижает издержки хозяйственной деятельности. Сколько на этом терял СССР — страшно даже подумать. И, в общем, можно только порадоваться, что этому вопросу уделяется сегодня достаточно внимания
701 читали · 1 месяц назад
Михаил Хазин. Главное за неделю. 19-25 июля
Мир стоит на пороге масштабных перемен: мы всё ещё оперируем в долларовом пространстве, а уже сегодня в США вступили в силу «криптозаконы» Трампа, разрешающие выпуск стейблкоинов с полным резервированием. В то время как банки живут по правилам частичного резервирования, новые цифровые активы обещают стопроцентную гарантию, и каждый вкладчик невольно задаётся вопросом: куда движутся мировые финансы и как сохранить свои сбережения? Если вы чувствуете, что привычные рецепты больше не работают, пора взять ответственность за своё финансовое будущее и разработать новую стратегию...
330 читали · 1 месяц назад
Криптозаконы Трампа
В своём недавнем эфире «Экономики по‑русски» Михаил Хазин обратился к теме, которая сейчас вызывает бурные обсуждения во всём мире: к новым криптовалютным законам, принятым в Соединённых Штатах. Михаил Хазин вернулся к собственному опыту тридцатилетней давности, когда ему, молодому специалисту Министерства экономики РФ, пришлось бороться с «денежными суррогатами» в посткризисной России. Тогда рублёвая денежная масса едва достигала четверти ВВП, а остальную часть оборота составляли самые разные инструменты – от наличных долларов и облигаций до билетов финансовой пирамиды...
244 читали · 1 месяц назад
Колонка от 20 июля 2025 года Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию о развитии авиационной промышленности. Тема эта принципиально важная, поскольку несколько десятилетий конкуренты нашей авиационной промышленности делали всё, чтобы навсегда её закрыть. Повторять грустные рассказы про уничтожаемые заводы, про увольняемых специалистов и так далее, и тому подобное не буду, напомню только историю 2000-х, когда проект уже сертифицированного и изготовляемого из отечественных компонентов самолёта Ту-334 был стараниями вполне конкретных чиновников (до сих пор занимающих высокие позиции) закрыт. В пользу самолёта фирмы «Боинг», который сегодня называется «суперджет». Если кто-то думает, что «это было давно», он ошибается. Много гражданских самолётов промышленность дала авиакомпаниям за последние годы? Вот то-то и оно. Поэтому прочтём, что сказал Мишустин. «Наша страна обладает достаточным технологическим потенциалом, всеми ресурсами, чтобы совершить кардинальный прорыв в сфере авиастроения и, как следствие, обеспечить нашим гражданам гарантированные возможности для удобных перелётов – комфортных, безопасных». «Чтобы обеспечить независимость российской гражданской авиации, сформирован профильный федеральный проект − «Производство самолётов и вертолётов». Он вошёл в состав национального проекта технологического лидерства «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», который запущен, напомню, с начала текущего года. На его реализацию в течение шести лет планируется выделить из федерального бюджета суммарно 765 млрд рублей». «Предварительные результаты есть. В частности, вчера была успешно протестирована работа бортового радиоэлектронного оборудования в ходе лётных испытаний нашего флагмана МС-21. Впервые поднялась в воздух лаборатория на базе Як-40 с двигателем ВК-800, который будет устанавливаться на самолёты для местного сообщения – «Байкал» и совместный с белорусами самолёт «Освей». По данным Минпромторга, окончание сертификации обновлённого «Суперджета» с двигателем ПД-8 ожидается не позднее декабря этого года. Совсем недавно, напомню, он совершил перелёт из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский. Как и регионального лайнера Ил-114, с которым мы подробно ознакомились на прошлой неделе, посещая в Екатеринбурге выставку «Иннопром». Хочу обратить внимание коллег, нужно установить конкретные сроки для каждого типа воздушного судна. …». Иными словами, судя по всему, исполнителям вменена ответственность за результат. Ну и, работа началась некоторое время тому назад, поскольку определённые результаты уже достигнуты. При этом нужно отметить, что без участия государства сделать будет нельзя ничего, стоимость кредита для производителей слишком велика. Поэтому восстанавливать авиационную промышленность придётся на бюджетные деньги. Деньги эти ограничены. Поэтому давайте смотреть правде в глаза: Мишустин должен добиваться результатов в острейшем противостоянии с многочисленными врагами, как откровенными либералами (напомню, они никуда из власти не делись), так и с банкирами, которые за последние годы привыкли получать баснословные прибыли. И ему надо помогать, а не мешать. Собственно, это очень тонкая линия, которую приходится сегодня проводить: так наказывать врагов, вредителей и просто воров и бездельников (даже прикрывающихся патриотическими лозунгами), чтобы под удар не попали конструктивные и адекватные руководители, которые просто не успевают под давлением обстоятельств, выполнить возложенные на них жёсткие (в том числе по срокам) обязательства. И именно к пониманию этой тонкой линии я и призываю всех своих читателей. В том числе в отношение главы правительства Мишустина и его ближайших соратников
429 читали · 1 месяц назад
Михаил Хазин. Главное за неделю
Выпуски прошедшей недели: В этом выпуске раскрываются фундаментальные механизмы современной системы управления, которые кардинально отличаются от традиционных подходов. Подробно анализируется, как антиэлита и организованная преступность становятся частью властной системы, и почему монетизация ресурсов стала универсальным инструментом влияния в современном мире. Рассматривается историческая разница между механизмами власти времён Наполеона и современными финансовыми инструментами контроля. Особое...
2168 читали · 1 месяц назад