Найти в Дзене
Быть иль не быть, когда ключ повернётся
Влюблённая пара на крыльце чутко прислушивается к чему-то. Наверное, к трели соловья… Нет, эта композиция не о романтическом свидании. Она о том, что после окончания жизни мы оказываемся на некоем Крыльце, с которого начинается жизнь другая. Быть иль не быть, когда ключ повернётся, Дверь затворив за спиной уходящего?.. Жди Слово «Быть!» – и с крыльца распахнётся. ...
3 недели назад
Как убивали Лаокоона
А возможно ли создание скульптуры, выражающей ненависть богов к Лаокоону ещё очевиднее, чем скульптура родосских мастеров? Возможна ли в принципе ненависть больше, чем та, которая уже вышла на смертный приговор тому, кого ненавидят? Да, такая ненависть существует, и выражает её нередкая формула «Убил бы своими руками!». Т.е. своими глазами видеть смерть жертвы, заглядывать в её глаза, сжимать горло умирающего. Сцены из многих трагедий Гомера, Софокла, Шекспира и последующих драматургов. Учитывая,...
1 месяц назад
Раскрываем тайну особой ненависти к Лаокоону
Продолжаем тему, начатую в статье «Молчание – золото» и затем в статьях «Ищем самый яркий скульптурный призыв к молчанию» и «Кто выигрывает конкурс скульптур в номинации «Промолчи!»?». Почему именно Лаокоону назначено самое ужасающее наказание из кар ниспосланных богами в Илиаде? Ведь никакого видимого ущерба он в отличие от многих других людей богам не нанёс. Многих казнили в Илиаде и Одиссее, но не с такой же ненавистью и изощрённостью. Тем более, со стороны самой высшей, «респектабельной» Олимпийской власти...
1 месяц назад
Кто выигрывает конкурс скульптур в номинации «Промолчи!»?
В поиске претендентов на победу в нашем конкурсе пришёл к совершенно неожиданному выводу. Мне кажется, что названную тему наиболее сильно выражает скульптурный шедевр «Лаокоон», произведение эпохи эллинизма, работа греческих ваятелей родосской школы: Агесандра, Полидора и Афинодора. Вообще эта скульптура является ярким примером произведения изобразительного искусства, не требующим, по мнению многих посетителей музеев и интернета, каких-либо сюжетно-психологических пояснений (табличек, экскурсоводов, аудиогидов, интернет-ссылок)...
1 месяц назад
Ищем самый яркий скульптурный призыв к молчанию
В предыдущей статье «Молчание – золото» мы дали краткий социально-психологический анализ категории «Молчание». Противоречивость этой категории ярко отражена и в изобразительном искусстве (Репин – «Не ждали», Решетников – «Опять двойка», шедевр визуализации темы – сценографический финал «Ревизора» и др.). Нам, конечно, наиболее интересна скульптура. И чтобы ещё больше сузить и детализировать рассмотрение, мы далее не будем выходить за рамки, пожалуй, самого интересного в обсуждаемой теме морально-этического тезиса «Промолчи!», «Лучше помалкивать!»...
1 месяц назад
Молчание - золото
Эта статья даёт повод для размышлений о таких интереснейших социально-психологических явлениях как молчание, молчаливость, молчаливое согласие и одобрение, молчаливое соучастие, молчаливый протест. Об огромном множестве других смыслов и ролей молчания как «пассивной» формы человеческого общения. Молчание имеет колоссальный диапазон воздействий на человека, возможно, такой же, какой имеет такая активная, энергичная форма общения, как слово. То, что «Молчание – золото», известно очень давно, ещё в...
1 месяц назад
Ведьмами делает жизнь. Бесы только разносят мётлы.
Новелла является литературным жанром очень неопределённым по своим объёмным и сюжетным границам. Сегодня перед нами очень небольшая литературная форма в сочетании со скульптурными образами, в лица которых надо вглядываться очень долго, чтобы хотя бы немного понять их внутренний мир. Мир, переполненный жесточайшими войнами с собой и со всеми. Полагается, что ведьма – это женщина, в которую вселился бес. Нет: ведьмами делает жизнь, окружающие, общество. И бесы в этом совсем не виноваты: они только разносят ступы и мётлы, когда всё уже решено...
1 месяц назад
Как рождаются судьбы
В первой части новеллы («Окно, позвавшее в другую жизнь») мы рассказали, как стоящий перед окном школы танцев беспризорный мальчик выбрал свою судьбу. И с годами стал великим танцовщиком и балетмейстером. Сегодня расскажем, что происходило вокруг, кто стал свидетелем этого судьбоносного выбора. Прочитав первую часть новеллы, кто-то скажет: «Очень лирическая история, и не надо было её завершать дежурным оптимизмом». А кому-то покажется, что в этом и есть главная лирическая нота – в великом повороте судеб людей от беспросветности к свету...
1 месяц назад
Окно, позвавшее в другую жизнь
Поздним осенним вечером у освещённого окна Школы танцев. Мальчик, похоже, из бедной семьи, а может быть и совсем сирота, нескладно, «с чужого плеча» одетый в старенькое пальто и ужасающие башмаки-боты. А за окном в блистательных нарядах красивые люди летят по паркету танцзалов и балетных классов, летят в какой-то феерической жизни совсем не похожей на жизнь этого мальчика и его друзей. Рядом с мальчиком привязавшийся вчера бездомный щенок. Уличный котёнок видит в зале домашнюю грациозную кошечку, осторожно, но царственно вышагивающую посреди танцующих пар...
1 месяц назад
Кому поручить роль Всевышнего?
В предыдущей части композиции («Всё выше, всё дальше от Бога») мы в основном касались технологии «строительства небоскрёбов». Теперь всё внимание парящему над небоскрёбами Богу. Кому можно поручить эту роль в театре бронзовой композиции? Только какому-то великому актёру! И я «пригласил» на эту роль бронзовый бюст Леонардо да Винчи, самого разностороннего гения планеты. Ни у кого нет стольких оснований сыграть роль Всевышнего Созидателя. Оригиналом для используемой статуэтки-реплики, массово изготовляемой...
1 месяц назад
Всё выше, всё дальше от Бога
Небоскрёбы и башни символизируют тщеславие технического прогресса. Он устанавливает всё новые и новые рекорды заоблачной высоты инженерных сооружений. Этими ступенями уходит куда-то в небо бесцельная дорога Человечества. В непрерывных душевных метаниях, в ощущении потерянности в этом мире, в злобе и кровопролитии вершит оно своё нравственное падение, своё забвение Бога. Дадим этому эпиграфу поэтическую форму: Во славу прогресса, усердьем веков Всё выше, сквозь небо мостится дорога. Стекло и бетон уж поверх облаков… Уходим куда-то…Всё дальше от Бога...
1 месяц назад
Лев обретает смысл жизни
Нет сомнений, что в своём животном мире любой лев понимает смысл жизни даже лучше, чем мы в своём. А вот некоторые художественные изображения львов, претендующие на выражение некоего смысла, часто абсолютно бессмысленны (также как многие другие произведения изобразительного искусства). Бывают даже художественные творения, намеренно ставящие своей целью абсурдность. Бывают и произведения, которые продиктованы чисто эстетическими или декоративными устремлениями. Существуют целые жанры, «не обязанные»...
2 месяца назад