Найти в Дзене
Полиция просит оригинал медкарты пациента: алгоритм действий для клиники
Ситуация знакомая многим медучреждениям: в клинику приходят сотрудники полиции или другого надзорного органа в рамках уголовного дела на пациента. Они настойчиво требуют выдать оригинал его медицинской карты. Что делать? Отдать и рискнуть? Или можно законно защитить интересы клиники? Разберемся с позиции медицинского юриста. 📄 Что говорит закон? (ФЗ №323, п. 4 пп. 3 ст. 13) Закон действительно разрешает надзорным органам запрашивать и получать сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия пациента...
4 месяца назад
Об оферте простыми словами
Зачем она нужна Вам и чем отличается от обычного договора? Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Представьте ее как публичное предложение Вашей клиники заключить договор на определенных условиях. Вы размещаете полный текст этого договора (оферты) в открытом доступе – чаще всего на своем официальном сайте и в уголке потребителя...
4 месяца назад
📢 Новый закон о запрете рекламы в соцсетях: что важно знать? ❌ Президент РФ подписал закон о запрете распространения рекламы в Facebook и Instagram. С 1 сентября 2025 года будет запрещено распространение рекламы на платформах, принадлежащих иностранным или международным организациям, признанным в России нежелательными, а также компаний деятельность которых признана экстремистской и запрещена в РФ. 💸Штрафы: 👉Физлица — 2–2,5 тыс. руб., 👉Должностные лица — 4–20 тыс. руб., 👉Юрлица — 100–500 тыс. руб. 📌 Рекомендации: 🔻Аудит рекламных активов — позаботьтесь о том, чтобы к 1 сентября убрать рекламу с запрещённых площадок. 🔻Перенос рекламного бюджета — в ВК, Telegram, Яндекс.Директ. 🔻Проверка контрагентов — если работаете с маркетинговыми агентствами, уточните их compliance-политику. Компания Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, признана экстремистской и запрещена в России
8 месяцев назад
🔔 Президент РФ утвердил закон о запрете навязывания платных медицинских услуг С 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения в ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей», который напрямую затронет медицинские организации. Что важно знать клиникам и врачам? ✅ Дополнительные платные услуги можно оказывать только с письменного согласия пациента. ❎Запрещены: 👉автоматические отметки о согласии (галочки, предустановленные опции); 👉принятие решения за пациента (подписание согласия медработником вместо пациента). 💸Если услуга была оказана без согласия, пациент вправе отказаться от оплаты и потребовать возврата денег в течение 3 дней. Чем грозит нарушение? С октября 2023 года действует штраф до 40 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за навязывание допуслуг. Теперь контроль ужесточается. 💡 Что делать клиникам? ✅Проверить формы согласий и договоры; ✅Исключить любые «автоподтверждения»; ✅Обучить персонал новым правилам.
8 месяцев назад
Телемедицина: «Да от одного раза ничего не будет!» – или как врач может попасть на большие штрафы из-за консультации в Telegram 🫢Проведу одну первичную консультацию в Telegram – что тут такого? Лечение же правильное назначил! Пациент вообще спасибо должен сказать: консультацию получил, из дома не выходил, да еще и дешевле заплатил.» 🚫Нет-нет-нет! Такой подход может дорого обойтись – и вот почему. 🔸Чем грозит нарушение правил телемедицины? Если что-то пойдет не так (даже если пациент просто не будет доволен качеством услуг и подаст жалобу в надзорные органы), последствия могут быть серьезными – от штрафов до уголовной ответственности. ▪️Нарушение лицензионных требований (ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ) – штрафы до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. ▪️Несоблюдение закона о персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ) – штрафы до 1,5 млн. руб. ▪️Оказание услуг, не отвечающих безопасности (ст. 238 УК РФ) – штрафы, ограничение свободы, лишение свободы. ▪️Работа без лицензии (ст. 171 УК РФ) – если нанесен крупный ущерб или получен доход в крупном размере. Штраф - до 500 тыс.руб., лишение свободы на срок до 5 лет + штраф. Вывод: ☑️Телемедицина – это удобно, но только при строгом соблюдении закона. Одна неофициальная консультация в мессенджере может обернуться серьезными проблемами.
8 месяцев назад
Требования к маркировке медицинского оборудования. Сегодня хочу затронуть важную и актуальную тему — маркировка медицинского оборудования. ✅ Маркировка медицинского оборудования — ключевой элемент, который позволяет легко идентифицировать устройство и обеспечивает его безопасное использование. 📌В стандартизированной маркировке обязательно указываются несколько важнейших параметров: 🔴Наименование и адрес производителя — эта информация помогает установить, кто выпустил оборудование, и позволяет связаться с компанией, если потребуется консультация или поддержка. 🔴 Модель и серийный номер — они необходимы для того, чтобы вести учет истории использования оборудования, проводить техническое обслуживание и, если потребуется, отследить его на этапе эксплуатации. 🔴Дата производства — это важный показатель для оценки оставшегося срока службы устройства и понимания его сроков эксплуатации или годности. 🔴Инструкция по применению — должна быть четкой, понятной и удобной для конечного пользователя, предоставляя полную информацию о правильном использовании и обслуживании устройства. 🔴 Условия хранения — правильное хранение важно для поддержания функциональности оборудования на протяжении всего его срока службы. 🔴 Знак соответствия стандартам безопасности — например, маркировка CE в ЕС или аналогичные знаки в других странах, подтверждающие, что оборудование прошло проверку и соответствует принятым стандартам безопасности. Почему необходимо проверять маркировку у медицинского оборудования? Неправильная или отсутствующая маркировка медицинского оборудования — это грубое нарушение лицензионных требований к медицинской деятельности. Согласно законодательству, медицинские организации обязаны иметь в наличии зарегистрированные медицинские изделия, принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании. Это означает, что оборудование должно быть не только в исправном состоянии, но и правильно маркировано, чтобы можно было четко установить его происхождение, технические характеристики и соответствие стандартам. ❗️Нарушение этих требований влечет за собой наложение штрафа или приостановление деятельности медицинской организации на срок до 90 суток (ч. 4 ст. 14.1 КоАП - Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией). ⚠️ Обязательно проверяйте маркировку медицинского оборудования!
9 месяцев назад
Забыли оформить согласие пациента? Готовьтесь к миллионным искам Недавно разбирала случай в одной клинике: Огромная стопка бумаг, десятки подписей, но среди них не оказалось самого важного — информированного добровольного согласия (ИДС) В папке были: — карты пациентов, — результаты исследований, — и даже записи о времени приёма, ...а ИДС не было И вроде ничего страшного ведь... Но пациент оказался недоволен услугой и пришел жаловаться 💬 И одним из его аргументов был: Да как вы меня могли лечить! ИДС ведь я не подписывал! 💬 А что было в голове у врачей в этот момент: Мы и так всё сделали — и диагностику провели, и лечение назначили Где наша благодарность и признание за проделанную работу? Но, к сожалению, вместо благодарностей, врачи получили только претензии А клиника теперь активно отбивается от иска. И знаете почему? Пациент может утверждать, что не был полностью осведомлен о возможных рисках, побочных эффектах и результатах лечения. А без подписанного согласия, доказательств этому факту нет. Даже если всё было объяснено устно — юридически это не защитит. Вот к чему я веду: Если хотите избежать серьёзных последствий (штрафов, исков, потери лицензии): А. Убедитесь, что каждый пациент подписывает согласие на медицинское вмешательство. Б. Чётко прописывайте цели вмешательства, показания/противопоказания, все риски, альтернативные методы лечения и предполагаемые результаты в этом документе. В. Уделите внимание каждому пункту — чем подробнее, тем лучше. Г. По возможности: разработайте рекомендации, которые отдаются пациенту на руки после процедуры Д. Контролируйте процесс оформления, это не просто формальность, а ваша юридическая защита. Поэтому перед тем как лечить, задайте себе вопрос: Подписан ли ИДС? Если нет, подпишите! Или готовьтесь к последствиям
9 месяцев назад
🛡️Интернет-шаблоны документов и юридическая неуязвимость Многие клиники искренне считают (из моего любимого): "Сейчас как скачаю первый попавшийся набор шаблонов из интернета, и все. Теперь мы юридически защищены" и "Зачем переплачивать-то! Все в открытом доступе. Документы же они и в Африке документы. Все стандартные" Спешу разочаровать — это не так. И вот почему👇 Представьте, бухгалтеру дали в руки скальпель и сказали: Тут надо провести операцию на сердце. Держи инструкцию по ринопластике. Да, какая разница, что то операция, что это. Разберешься ❓Внимание знатоки: каковы шансы, что пациент останется жив? Так и с шаблонами. Каждый медицинский случай уникален, и стандартные документы из интернета часто не учитывают специфику деятельности. А это огромный риск претензий и судебных разбирательств ❓А что поможет? Юридическая насмотренность (или способность дорабатывать готовые решения их под специфику медицинской клиники) Просто копировать шаблоны = играть в сапера. Несколько раз можно и повезет, а потом Внезапная жалоба — 💥 — игра закончена. Вам достались значительные финансовые потери Поэтому относимся к шаблонам очень осознанно и осторожно❗️
9 месяцев назад
👇Пошаговый план как защититься от претензий пациентов [берите на вооружение] Все молодые клиники рано или поздно сталкиваются с проблемой — пациент подал претензию Начинают реагировать на проблему и оказывается: 1. Документы в беспорядке — нечем доказать свою правоту 2. Все в панике, решения принимаются на ходу, ситуация усугубляется 3. В интернете одни страшилки «Закроют!» «Отберут лицензию!» Далее пытаются решать на ходу, но все становится только хуже: время и нервы тратятся впустую, а клиника теряет деньги на разбирательствах ℹ️ Вывод: нужно что-то менять Но без чёткой системы всё скатывается обратно: снова начинаются панические попытки всё успеть при новой претензии. Что же, пришло время с этим разобраться Для этого: 1. Проверяем все документы — выявляем ошибки и уязвимости 2. Внедряем стандарты документации: правильные документы = эффективные доказательства вашей правоты 3. Обучаем сотрудников: даем четкие инструкции как действовать в такой ситуации = сокращаем ошибки из-за стресса 4. По мере необходимости обновляем стандарты: следим за изменениями законодательства, чтобы соответствовать всем требованиям Это программа минимум для спокойной работы клиники ❤️ Забирайте. Внедряйте. Пользуйтесь на здоровье
9 месяцев назад
🔖 Топ 5 ошибок на сайте медицинской организации 🔛 Сайт медицинской организации должен соответствовать требованиям, установленным Постановлением Правительства №736 от 11 мая 2023 года. 📌К самым распространенным ошибкам относятся: 1️⃣ Отсутствие версии для слабовидящих. 2️⃣ Несоответствие перечня платных услуг номенклатуре медицинских услуг. В разделе «Стоимость услуг» перечень должен строго соответствовать приказу Минздрава. 3️⃣ Отсутствует или размещена не в полном объеме правовая информация для пациента. (Например, образцы договоров на оказание медицинских услуг, сведения о контролирующих и надзирающих органах, информация о сроках ожидания оказания медицинской помощи в рамках ОМС и сроках ожидания предоставления платных медицинских услуг и др.) 4️⃣ Отсутствуют сведения из документа об образовании медицинского работника, а также сведения из сертификата специалиста. 5️⃣ Отсутствие у пользователя возможности дать согласие на обработку персональных данных при заполнении формы для записи к специалисту через сайт.
9 месяцев назад
🔖 Документы для приема иностранных граждан, лиц без гражданства и отдельных категорий лиц. При обращении в медицинские учреждения, иностранным гражданам и лицам без гражданства необходимо предоставить следующие документы: 🔴Иностранные граждане:  ▪️Паспорт иностранного гражданина;  ▪️Иной документ, установленный федеральным законом или признанный международным договором РФ в качестве документа удостоверяющего личность. 🔴Лица без гражданства:  ▪️Документ, выданный иностранным государством и признанный международным договором РФ в качестве документа удостоверяющего личность;  ▪️Временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ;  ▪️Разрешение на временное проживание;  ▪️Вид на жительство;  ▪️Иные документы, предусмотренные федеральным законом или признанные международным договором РФ в качестве документа удостоверяющего личность. 🔴Лица, подавшие заявление о признании гражданами РФ или о приеме в гражданство РФ:  ▪️Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления. 🔴Лица, признанные беженцами: ▪️Удостоверение беженца. 🔴Лица, ходатайствующие о признании беженцами на территории РФ:  ▪️Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем. 🔴Лица, получившие временное убежище:  ▪️Свидетельство о предоставлении временного убежища.
9 месяцев назад
🔖 Внесение данных в Федеральный реестр медицинских работников (ФРМР) ✅Что такое ФРМР? Федеральный реестр медицинских работников (ФРМР) – это подсистема ЕГИСЗ, созданная для учета информации о кадровом обеспечении медицинских организаций, трудоустройстве медработников, а также для предоставления медицинским работникам доступа к электронным сервисам. Какие данные необходимо внести о медработниках? 🔛 Личные данные:  • ФИО  • Пол  • Дата и место рождения  • Гражданство  • Данные документа, удостоверяющего личность  • Место жительства и место регистрации  • СНИЛС 🔛 Информация о трудоустройстве:  • Медицинская организация  • Структурное подразделение  • Должность и тип занятия  • Стаж работы  • Даты начала и окончания трудоустройства  • Основание для окончания трудоустройства 🔛 Сведения об образовании 🔛 Сведения о членстве в медицинских профессиональных некоммерческих организациях *Работодатель должен внести информацию в ФРМР в течение 3 рабочих дней с момента получения данных от работника или его представителя.
9 месяцев назад