Упаковка «Аистов» в ракету на Восточном На космодроме Восточный специалисты Роскосмоса завершили работы по сборке головной части ракеты-носителя, предназначенной для запуска спутников «Аист-2Т» №1 и №2. В ходе подготовки была установлена разгонная ступень «Фрегат», интегрирована переходная ферма с размещенными на ней спутниками и другими аппаратами, проведена электрическая стыковка элементов, а также накатывание головного обтекателя и испытания вновь образованных связей после стыковки. После завершения сборки головная часть была перемещена в монтажно-испытательный корпус. Там она будет соединена с третьей ступенью ракеты «Союз-2.1б», что станет финальным этапом подготовки к старту. Эти работы обеспечивают надежность и готовность ракеты к успешному выведению спутников на орбиту. Миссия «Аист-2Т» ориентирована на стереосъёмку земной поверхности и создание детальных трёхмерных цифровых моделей местности. Работа пары спутников позволит быстрее выявлять чрезвычайные ситуации и гибко менять параметры наблюдения в режиме реального времени. Запуск «Союза-2.1б» с аппаратами «Аист-2Т» назначен на 28 декабря 2025 года. Подготовка идёт строго по графику.
Сегодня в космосе
272
подписчика
Ежедневно на орбите Земли происходит множество интересных событий. Работает Международная космическая станция и Китайская орбитальная станция "Тяньгун", совершают полеты коммерческие экипажи. Готовится выйти в космос со своей пилотируемой программой Индия. В скором времени начнутся полеты к Луне.
Робот Astrobee научился прокладывать маршруты на МКС с помощью ИИ
Навигация в условиях микрогравитации — сложная задача даже для подготовленных астронавтов, но для автономных роботов она ещё сложнее, что ограничивает их использование на таких объектах, как космическая станция. Исследователи из Стэнфорда применили машинное обучение для навигации робота внутри МКС. Эксперимент показал, что автономные устройства могут безопасно маневрировать в невесомости. Эти достижения устраняют давнюю проблему в области космической робототехники, а именно: как быстро и безопасно...
Международная космическая станция. 11 декабря 2025 года
Работу на Международной космической станции продолжает экипаж 73 основной экспедиции в составе: командир экспедиции Майкл Финк (США), Зена Кардман (США), Кимия Юи (Япония), Олег Платонов (Россия), Сергей Кудь-Сверчков (Россия), Сергей Микаев (Россия), Кристофер Уильямс (США). В четверг в исследовательский график экипажа 74-й длительной экспедиции вошли работы со стволовыми клетками, исследования материалов и демонстрация технологий. Семь обитателей МКС также занимались обслуживанием лаборатории, в том числе с японскими грузами и подготовкой к предстоящему перемещению стоек...
Первые шаги новой метлы в NASA Джаред Айзекман, принесший присягу в качестве 15-го администратора NASA, в свой первый рабочий день заявил, что намерен использовать конкуренцию между SpaceX и Blue Origin для ускорения лунной программы NASA. Он подчеркнул, что обе компании осознают: контракт на первую высадку на Луну в рамках миссии «Артемида-3» получит та компания, чей посадочный модуль будет готов раньше и позволит США достичь стратегических целей на Луне. SpaceX и Blue Origin разрабатывают посадочные модули для доставки астронавтов на лунную поверхность. Первая миссия NASA, использующая такую систему, — «Артемида-3», запуск которой в настоящее время запланирован на 2028 год после нескольких переносов. Задержка связана с недостаточным прогрессом в разработке посадочного модуля Starship от SpaceX, с которой NASA заключила контракт в 2021 году. В октябре исполняющий обязанности администратора Шон Даффи предложил другим компаниям принять участие в разработке лунного посадочного модуля, чтобы стимулировать конкуренцию и ускорить процесс. В результате Blue Origin стала основным конкурентом SpaceX. Компания разрабатывает свой посадочный модуль для миссии «Артемида-5», целью которой является высадка двух астронавтов NASA на Луну в 2030 году. Работа ведется над двумя версиями аппарата Blue Moon: грузовой (MK1) и пилотируемой (MK2). Грузовой модуль Blue Moon Mark 1 (MK1) должен совершить демонстрационную посадку на Луну в начале 2026 года. В случае успеха это откроет путь для пилотируемой версии Blue Moon Mark 2 (MK2), которая может заменить Starship HLS от SpaceX в качестве посадочного модуля для «Артемиды-3». Новый руководитель космического агентства намерен и дальше поддерживать конкуренцию. Он считает, что такая стратегия поможет NASA перейти к новой эре коммерческого партнёрства и ускоренного развития. В это же время Дональд Трамп подписал указ, обязывающий США осуществить пилотируемую посадку на Луну к 2028 году. В условиях жёстких сроков обе компании испытывают серьёзное давление, чтобы их посадочные модули были готовы к полёту в срок.
Временный дефицит кораблей в китайской космической программе
Сегодня Китай на несколько месяцев лишился возможности экстренного запуска на космическую станцию «Тяньгун», возникший после инцидента с кораблем «Шэньчжоу-20». Беспилотный корабль «Шэньчжоу-22» был запущен к станции 25 ноября, чтобы стать спасательной шлюпкой для тайконавтов экипажа «Шэньчжоу-21». Этот корабль находился в режиме ожидания на космодроме Цзюцюань вместе с ракетой-носителем «Чанчжэн-2F» и изначально предназначались для пилотируемой миссии в апреле-мае 2026 года. Такая чрезвычайная ситуация...
Международная космическая станция. 10 декабря 2025 года
Работу на Международной космической станции продолжает экипаж 73 основной экспедиции в составе: командир экспедиции Майкл Финк (США), Зена Кардман (США), Кимия Юи (Япония), Олег Платонов (Россия), Сергей Кудь-Сверчков (Россия), Сергей Микаев (Россия), Кристофер Уильямс (США). Очередная, 74-я длительная экспедиция начала работу на Международной космической станции. Экипаж возвращается к плановой деятельности после завершившейся пересменки. Космонавты и астронавты в течение дня обслуживали бортовые...
NASA пересмотрит архитектуру программы Artemis Совет по аэрокосмической безопасности ASAP, входящий в структуру NASA, 19 декабря провел открытое заседание, посвященное рекомендациям для космического агентства. Одной из ключевых рекомендаций стало предложение пересмотреть архитектуру миссий Artemis к Луне, поскольку совет выразил обеспокоенность большим количеством новых операций, запланированных для Artemis-III. Члены совета заявили, что NASA следует пересмотреть цели и, возможно, программу первой пилотируемой миссии с высадкой на Луну, а также и последующих миссий, чтобы сбалансировать риски, приоритизировать цели и обеспечить регулярность полетов. ASAP отметил, что Artemis-III включает пилотируемые операции лунного посадочного модуля Starship компании SpaceX, стыковку с кораблем Orion на лунной орбите и посадку в сложном рельефе южного полюса Луны. Совет подчеркнул, что разработка лунного посадочного модуля Starship отстает на несколько лет. Председатель Совета и бывший астронавт Сьюзан Хелмс отметила, что ASAP уже несколько лет выражает обеспокоенность подходом NASA к миссиям Artemis, указывая на накапливающиеся риски. Это касается подходов к заключению контрактов, используемых NASA в различных программах, включая пилотируемые космические полеты. Было отмечено, что применение коммерческих механизмов к программам разработки может быть проблематичным. Обзоры программ Commercial Crew, Human Landing System и Starliner показали, что неравномерный технический надзор и чрезмерная уверенность в подрядчике ослабили ответственность за безопасность, стабильность графиков и инженерную строгость. Третья рекомендация связана с тем, как NASA отреагировало на проблемы, возникшие во время тестового пилотируемого полета CST-100 Starliner к МКС в 2024 году. Проблемы с двигателями привели к тому, что NASA вернуло корабль в беспилотном режиме, а астронавты Барри Уилмор и Сунита Уильямс остались на станции на 9 месяцев. Бывший астронавт Чарльз Прекурт заявил, что ASAP обеспокоен тем, что NASA не классифицировало этот инцидент как аварию или «серьезное происшествие», как того требуют процедуры агентства. Совет рекомендовал NASA пересмотреть критерии и процессы обработки подобных событий, чтобы сделать «однозначным» тот факт, что любой инцидент с участием астронавтов NASA должен быть объявлен аварией или серьезным происшествием. Это, по мнению ASAP, позволит избежать неопределенности в отношении приоритетов и ответственности различных заинтересованных сторон и оптимизировать процесс принятия решений в критических ситуациях.
CASIS продолжит создание национальной лаборатории на МКС
В начале месяца было объявлено, Центр развития науки в космосе CASIS продлил свое соглашение с NASA по управлению Национальной лабораторией Международной космической станции до 2030 года. Эта дата является прогнозируемой по выводу орбитального комплекса из эксплуатации. Ранее срок действия соглашения должен был истечь в 2027 году. Скорее всего, данное соглашение было подписано в последний раз. Центр CASIS управляет научной деятельностью на МЕКС с 2011 года, когда в соответствии с законом о полномочиях...
Международная космическая станция. 9 декабря 2025 года
Работу на Международной космической станции продолжает экипаж 73 основной экспедиции в составе: командир экспедиции Майкл Финк (США), Зена Кардман (США), Кимия Юи (Япония), Олег Платонов (Россия), Сергей Кудь-Сверчков (Россия), Сергей Микаев (Россия), Кристофер Уильямс (США). Рабочий день на станции продолжался и после полуночи. Экипаж 74-й экспедиции, по сложившейся традиции не ложился спать, пока не получил сообщение о благополучном возвращении своих коллег на Землю. Космонавты корабля «Союз МС-27» работали по напряженной циклограмме отстыковки и посадки...
Экипаж Crew-12 утвержден! Сегодня официально объявлен экипаж миссии Crew-12, который отправится в полет на корабле Dragon от компании SpaceX. Командиром экипажа названа астронавт NASA Джессика Меир. Пилотом корабля стал также астронавт NASA Джек Хэтэуэй. Специалистами полета стали два иностранных представителя – Софи Адено из Европейского космического агентства, и Андрей Федяев от Роскосмоса. Джессика Меир и Андрей Федяев отправятся на МКС во второй раз, для Джека Хэтэуэя и Софи Адено этот полет станет первым в их карьере астронавтов. Стоит отметить, что Андрей Федяев станет первым, кто отправиться на станцию во второй раз на иностранном космическом корабле. Старт ПКК Dragon Crew-12 запланирован на 15 февраля 2026 года со стартового комплекса Космического центра им. Дж. Кеннеди во Флориде.
Создание международной службы спасения в космосе не желание, а необходимость
Что такого должно произойти в мировой пилотируемой космонавтике, чтобы державы, отправляющие людей на низкую околоземную орбиту, а скоро и в дальний космос, создали единую службу спасения. Катастрофы шаттлов «Челленджер» и «Колумбия», аварии к пилотируемыми кораблями «Союз», повреждения модулей станции «Мир» и столкновения кораблей с космическим мусором – это только самые трагичные события человечества на долгом пути освоения космоса. И спасение экипажей в подобных случаях должно зависеть не только от профессионализма астронавтов, космонавтов и тайконавтов, но и от технических служб на Земле...
Международная космическая станция. 8 декабря 2025 года
Работу на Международной космической станции продолжает экипаж 73 основной экспедиции в составе: командир экспедиции Майкл Финк (США), Сергей Рыжиков (Россия), Алексей Зубрицкий (Россия), Джонатан Ким (США), Зена Кардман (США), Кимия Юи (Япония), Олег Платонов (Россия), Сергей Кудь-Сверчков (Россия), Сергей Микаев (Россия), Кристофер Уильямс (США). Отлет корабля «Союз МС-27» планировался на вечер и объединенному экипажу станции дали больше времени на отдых. Практически до обеда космонавтов и астронавтов не беспокоили и серьезных работ не планировали...