ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В суете уроков, занятий, терапий и бесконечных «надо» легко застрять в текущем дне: дожить до пятницы, пережить контрольную, добраться до конца четверти. Но если сделать шаг в сторону и посмотреть чуть дальше, возникает простой и важный вопрос: к чему мы вообще ведём ребёнка? Школа — это не финал. Это только один из эпизодов длинной жизни. А задача родителей — не «пережить обучение», а потихоньку помогать ребёнку становиться человеком, который сможет жить в этом мире опираясь на себя. Если говорить просто: что можно начать делать уже сегодня, не откладывая «на потом». 1. Делать упор не только на знания, а на жизнь Знать буквы — важно. Но уметь прочитать меню, спросить дорогу или оплатить покупку — иногда важнее. Речь не про идеальные оценки, а про то, чтобы ребёнку было легче жить вне кабинетов и уроков. Что можно делать: — тренировать бытовые сценарии: магазин, транспорт, расписания, ожидание в очереди; — заранее «проигрывать» жизненные ситуации: поход к врачу, визит в банк, поведение в общественных местах; — не просто учить, а объяснять зачем — потому что детям важно понимать смысл, а не только правило. 2. С осторожным интересом смотреть в будущее Ваш ребенок обладает уникальными сильными сторонами. Возможно, это склонность к монотонной и структурированной работе с данными? Или выдающиеся способности к концентрации на мелких деталях, что пригодится в ремесле? А может, его успокаивает и радует взаимодействие с животными? Что можно делать уже сейчас: - Наблюдайте и пробуйте: отмечайте, какая деятельность вызывает у ребенка искренний интерес и сосредоточенность. - Ищите кружки и курсы: знакомьте его с разными видами деятельности в адаптированной форме. Это поможет со временем выявить те сферы, где он сможет реализовать свой потенциал. 3. Не делать вид, что взросления не существует Биологию никто не отменял. Тело растёт, гормоны работают, интерес возникает — независимо от диагнозов, расписаний и родительского смущения. Дети с РАС взрослеют так же, как и все остальные. Иногда быстрее в теле, чем в словах — и от этого им бывает ещё сложнее. Что важно делать: — говорить простым языком о теле, границах и безопасности; — объяснять, что нормально, а что — нет; — учить, куда идти, если стало страшно, странно или небезопасно. Это не «неудобный разговор». Это защита. Самая настоящая. Помните, инвестируя силы в эти «взрослые» навыки сегодня, вы не просто помогаете ребенку «пройти школу». Вы даете ему самый ценный ресурс - уверенность в своем завтрашнем дне. Проект реализуется при поддержке Фонда президента грантов.
АПЦ РАСсвет
248
подписчиков
Мы развиваем речь и работаем с проблемным поведением детей с РАС, ЗПРР, СДВГ и другими особенностями развития с помощью научно-обоснованных методов ABA-терапии.
Топ-5 книг для родителей детей с аутизмом: проверенные помощники в коррекции РАС
Если вы родитель ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), вы точно знаете: информации много, а проверенных, рабочих инструментов не хватает. Горы форумов и противоречивых советов могут вымотать кого угодно. Как найти тот самый ресурс, который даст не просто теорию, а реальные стратегии? Мы изучили запросы родителей и подготовили для вас подборку из 5 ключевых книг по аутизму, которые стали настольными для тысяч семей. Это не просто литература, а полноценные руководства к действию от ведущих мировых специалистов. 1. «Детский аутизм и АВА» Роберта Шрамма О чем книга? Пожалуй, это одна из самых известных книг по ABA-терапии на русском языке...
Права детей с РАС и их семей.
Основные права ребенка с РАС 1. Право на образование закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и находит свое отражение в ФЗ-181 "О социальной защите инвалидов". И так право на образование включает в себя: Инклюзивное образование в обычных школах с созданием специальных условий. Модели инклюзии: полная инклюзия - обучение в обычном классе, частичная инклюзия - сочетание обычных и коррекционных занятий, ресурсный класс - временное пребывание в специальном классе с постепенным включением в общий класс. Адаптированные образовательные программы (АОП)...
Лайф-хаки “как обезопасить дом от побега?”
Обеспечение безопасности дома - важнейшая задача родителей детей с особенностями развития, особенно тех, кто имеет склонность к побегам или трудностям ориентации в пространстве. Дети с расстройствами аутистического спектра часто испытывают трудности с пониманием границ допустимого поведения, а также повышенную тревожность, что повышает риск ухода из дома.
Организация пространства
- Закрывайте окна и двери: Используйте замки и фиксаторы, расположенные вне зоны досягаемости ребёнка. Установите дверные доводчики и дополнительные засовы.
- Защитите окна: Если ребёнок способен забраться на подоконник, установите специальные решётки или ограничители открывания окон...
Обзор статьи "Обучение людей с РАС обращаться за помощью в ситуациях дезориентации"
Авторы: Carlile, K. A., DeBar, R. M., Reeve, S. A., Reeve, K. F., & Meyer, L. S.
Год публикации: 2018
Название статьи: Teaching help-seeking when lost to individuals with autism spectrum disorder
Журнал: Journal of Applied Behavior Analysis
Автор обзора:
Екатерина Родыгина, сертифицированный поведенческий аналитик и супервизор (CBA-S)
Аннотация
Работа посвящена изучению методов обучения людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) навыкам обращения за помощью в ситуациях дезориентации и потери ориентации...
Социальные истории для детей с аутизмом: руководство для родителей и педагогов
Введение Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) часто испытывают трудности в понимании социальных норм и взаимодействии с окружающим миром. Эффективным инструментом помощи становятся социальные истории — специальные рассказы, которые помогают ребенку с аутизмом легче ориентироваться в повседневной жизни, понимать правила поведения и осваивать новые навыки. Что такое социальные истории? Социальные истории - это короткие тексты, сопровождающиеся понятными иллюстрациями. Они написаны простым...
Командообразование с видом на Байкал! Эти выходные наша команда провела в одном из самых волшебных мест планеты — на острове Ольхон! Это был не просто отдых, а мощный заряд энергии и отличная возможность стать еще сплоченнее. Мы вернулись не только с фотографиями на фоне бескрайних вод Байкала и скалистых берегов, но и с новыми историями, которые лучше любого тимбилдинга помогают понять коллег, с силами и еще большим желанием работать и достигать целей вместе! Мы стали настоящей командой, готовой к новым свершениям! Сардана Ненова, огромное человеческое спасибо вам и вашей турбазе! Вы создали не просто место для отдыха, а настоящий уголок душевного тепла, где так здорово собираться вместе. Мы бесконечно благодарны за ваше гостеприимство, за уют, который согревал нас после долгих прогулок, и за ту особую атмосферу, где так легко говорить по душам и становиться ближе. Данный выезд был в рамках проекта «От устойчивости к мастерству» ставшего победителем конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина А у вас есть свои истории сплочения команды? Делитесь в комментариях!
Вы заставляете ребенка с РАС мыть руки через силу? Ошибка! Разбираем, почему принуждение вызывает регресс Привет, друзья! Сегодня хотим поговорить на очень важную и чувствительную тему - гигиенические процедуры у детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Мытье рук - кажется таким простым и очевидным действием для нас. Но для ребенка с сенсорными особенностями это может быть настоящей битвой. И первое, что срывается с языка у измотанного родителя: «Иди немедленно помой руки!» А если не идет - ведем за руку, настаиваем, заставляем. И тут мы совершаем критическую ошибку, которая может привести не к прогрессу, а к серьезному регрессу. Почему же принуждение - это тупиковый путь? Для ребенка с РАС вода может быть не комфортной температуры, мыло - слишком резко пахнуть или иметь неприятную, склизкую текстуру. Шум текущей воды может оглушать, а ощущение мокрых рук и полотенца - вызывать настоящее отвращение. Заставляя, мы не решаем проблему, а закрепляем у ребенка ужас перед этим процессом. Родитель - главный источник безопасности. Когда он насильно тащит тебя к раковине, которая является источником паники, этот фундамент доверия рушится. Мир и так непредсказуем для ребенка с РАС, а тут самый близкий человек становится источником стресса. Принуждение - это всегда стресс. А хронический стресс - прямой путь к усилению тревожности, появлению агрессии, самоагрессии или полному уходу в себя. Ребенок не «ломает характер», он защищается как умеет. Мы хотим чистых рук ценой истерики и потери контакта? Нет. Если мы и добиваемся результата давлением, то часто это путь к жесткому ритуалу. Ребенок будет мыть руки только с этим мылом, только при этой температуре, вытирая руки ровно 5 раз. Любое отклонение - катастрофа. Это не навык, это компенсация травмы. Что же делать? Альтернатива принуждению. Отказаться от принуждения - не значит отказаться от гигиены. Это значит выбрать путь мудрее и дольше, но который приведет к настоящему, осознанному навыку. Ищите корень проблемы. Он чаще всего может быть в сенсорике. Поэкспериментируйте: теплая вода или прохладная? Жидкое мыло без запаха или твердый брусок? Вытирать полотенцем или бумажными салфетками? Предложите выбор. Делайте процесс предсказуемым. Социальная история о том, зачем мыть руки, видеомоделирование, расписание с карточками (PECS). Ребенок должен понимать, что будет происходить, и видеть четкий конец действия (например, таймер на 20 секунд). Игра и нейтральные знакомства. Позвольте поиграть с водой и мылом не в рамках обязанности. Пускать кораблики в тазике, мыть пластмассовые игрушки. Это снимет тревогу. Компромиссы. Если полный процесс невозможен, используйте влажные салфетки без отдушки или антисептик. Это лучше, чем война. Хвалите любую попытку! Ткнул палец под воду? Молодец! Потрогал мыло? Супер! Разбивайте задачу на мельчайшие шаги и отмечайте каждый успех. Наша цель - не просто чистые руки в данный момент. Наша цель - помочь ребенку освоить жизненный навык без страха, сохранив с ним доверительные отношения. Путь принятия и адаптации всегда эффективнее пути принуждения. Вы сталкивались с этой проблемой? Что помогло вам? Делитесь опытом в комментариях, это может помочь другим семьям! Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. #СамСебеПомощник #ПрезидентскиеГранты #фондпрезидентскихгрантов
Друзья, мы с радостью сообщаем, что наш проект «Сам себе помощник» подходит к своему яркому и успешному завершению! 🎉 Сколько полезных навыков освоили наши ребята за это время, и насколько самостоятельнее они стали! Чтобы отметить это событие и наглядно продемонстрировать полученные умения, мы устроили чудесный праздник под названием «Федорино горе». Это был настоящий интерактив, где каждый ребенок смог почувствовать себя важным и полезным. Наша Федора, героиня известной сказки, никак не могла справиться с беспорядком, и тут на помощь пришли наши маленькие волшебники! 🌟 Что же происходило? Сначала ребята дружно взялись за уборку, помогая Федоре навести идеальный порядок в её избушке – ни пылинки, ни соринки, таракана не осталось! Затем, с не меньшим энтузиазмом, они отмыли гору грязной посуды, демонстрируя, что справятся даже с самыми сложными задачами. А в завершение испекли ароматные и пышные кексы, которыми потом угощались все участники праздника! В завершении мероприятия все ребята получили заслуженные подарки. 🎁 Праздник получился невероятно теплым, веселым и, конечно же, очень полезным – настоящая радость, как для детей, так и для их родителей. Мы выражаем огромную благодарность нашим замечательным партнерам – НКО «Чудеса рядом» за предоставление волшебных костюмов Федоры и ее кота, которые добавили празднику особой атмосферы и сказочности! ✨ Спасибо всем участникам, родителям и помощникам! Мы верим, что навыки, полученные в проекте «Сам себе помощник», станут надежной основой для самостоятельной и уверенной жизни наших детей! Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Фондом президентских грантов. #СамСебеПомощник #ПрезидентскиеГранты #фондпрезидентскихгрантов
Этим летом ученики ресурсных классов отдыхают от занятий, а их родители наоборот учатся и получают новые знания в "Летней школе для родителей". Мама одного из учеников поделилась с нами отзывом одного из прошедших вебинаров. Светлана отметила, что: "Это был не просто вебинар — это готовое решение для родителей! Как мама, я часто переживаю о развитии речи и учебе ребёнка. Но почему-то почти никто не говорит о главном стрессе — походах к врачу и медицинским процедурам! Это настоящая боль: для ребёнка, для родителей, даже для медперсонала. Раньше я не понимала, как подступиться к этой проблеме: уговоры, удержание, «потерпи» — ничего не работало. Но теперь есть решение! На вебинаре я узнала: Мягкие и гуманные методы борьбы со страхами и сенсорными трудностями. Пошаговый алгоритм подготовки к процедурам — от теории до практики. Лайфхаки по адаптации среды, чтобы снизить стресс. Теперь у меня есть четкий план, а не хаос в голове! Спикер всё объяснила просто, наглядно и с заботой о детях. Если вы тоже устали от слёз и борьбы в кабинете врача — эта информация изменит вашу жизнь! Спасибо за такой ценный вебинар! АПЦ РАСсвет/Центр адаптации и АВА-терапии участвует в реализации практики «Ресурсный класс в общеобразовательной школе» Ассоциации "Аутизм-Регионы" при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь". #ресурсныйклассрегионы #ресурсныйкласспрактика #аутизмрегионы #АбсолютПомощь
Сегодня был один из тех дней, который наполняет сердце невероятным теплом и верой в добро! ✨ Мы с нашими замечательными ребятами с РАС вышли на детскую площадку, чтобы провести наши традиционные эстафеты – побегать, посмеяться и просто активно провести время. И какого же было наше удивление, когда игравшие рядом мальчишки, совершенно без какого-либо призыва, проявили искреннее желание ПРИСОЕДИНИТЬСЯ! Они бежали наравне со всеми, болели друг за друга, смеялись. Это было так трогательно и естественно! Дети показали нам, взрослым, что для настоящей игры и дружбы не нужны особые правила или инструкции. Достаточно открытого сердца и желания быть частью команды. Мы теперь смело и с огромной гордостью можем заявить: наши эстафеты стали по-настоящему ИНКЛЮЗИВНЫМИ! 🤩 Это не просто занятия для ребят с особенностями, это пространство, где каждый чувствует себя нужным и важным. Пусть таких моментов в мире будет как можно больше! 🙏 Напомним, что эстафета прошла в рамках проекта «Расскажи о спорте», ставшего победителем конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина «Спорт для всех».
Согласны на все 100% с фразой: "Счастливая мама – счастливые дети!" Именно эту мудрость мы взяли за основу нашего проекта «Передышка для мамы 2.0»! Ведь мы убеждены: когда у мамы есть ресурсы, силы и время для себя, она способна дарить еще больше любви и заботы своим детям. Рады сообщить, что реализация проекта уже началась с июля и идет полным ходом! Напомним, что в июле мы открыли форму регистрации в проект. Сейчас полным ходом идут консультативные занятия для деток с РАС с участием их родителей. Это уникальная возможность получить бесплатную консультацию поведенческих аналитиков и супервизоров (CBA-S) нашего центра Екатерины Родыгиной и Елены Михеевой. Но это еще не все! В рамках проекта «Передышка для мамы 2.0» мы предлагаем мамам комплексную помощь, чтобы они могли по-настоящему перезагрузиться и почувствовать себя лучше: Юридическую помощь: мамы получат ответы на свои важные вопросы и будут уверены в своих правах. Психологическую поддержку: проработают свои переживания, найдут внутренние ресурсы и научатся справляться со стрессом. Творческие мастер-классы: отвлекутся от рутины, расслабятся и получат заряд вдохновения, занимаясь любимым делом или открывая для себя что-то новое! И пока мамы будут заботиться о себе, их ребята тоже не будут скучать! В это время наши опытные инструкторы будут заниматься с детьми по прикладному анализу поведения. Мы верим, что каждая мама заслуживает поддержки, а счастливая мама — это залог счастливой и гармоничной семьи. Следите за нашими новостями, впереди еще много интересного! Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов .