Икебана для...
2
подписчика
Пыталась найти материал в интернете, чтобы вспомнить стиль морибана. К сожалению, почти ничего. Решила пытаться составлять самостоятельно по памяти и выкладывать в дзене с надеждой, что появится критика либо советы.
Карэмоно, создание в домашних условиях
Каремоно - сухой, отбеленный растительный материал. Но в современных описаниях создания икебаны часто используют либо неочищенные от коры ветки либо ветки, покрытые лаком, краской или гелем с блестками. Обычно рекомендуют срезать ветки весной или осенью, когда на них нет листьев. Для работы удобнее ветки ивы или краснотала. Но в городских условиях это может быть и тополь и ветви других деревьев, которые весной подвергаются обрезке и легко просто собрать их уже срезанные. Мои ветки - результат штормового ветра, который накрыл не только Крым, но и другие регионы...
Курсы по икебане при фирме "Заря" в Москве были у меня очень давно. Я уже не вспомню преподавателя, но хорошо помню ее фразу о том, что после этих курсов взгляд у нас станет постоянно ищущим в попытке найти подходящую ветку, корягу или еще какой-то материал для своих композиций. В те далекие времена искать нужно было все: и кензаны, и флористическую губку, и плоские вазы. Сейчас это все легко можно найти и приобрести. А взгляд со временем остается ищущим, но уже выискивает другие композиции, созданные флористами или самой природой. Те композиции, которые требуют отклик в виде создания потом своих "шедевров". Далеко не всегда это цветы...
Для большинства слово "икебана" связано с Японией, но есть и такие утверждения: "Искусство икебана было заимствовано Японией из Китая вместе с другими элементами буддизма в середине VI века. В течении нескольких последующих столетий икебана выполняла особую функцию в культуре Японии, являясь необходимым элементом в ритуале почитания богов и предков в храмах. Огромные негнущиеся ветви гармонировали с величественной обстановкой храма. Кончики ветвей, цветы устремлялись к небу, как бы взывая к богам. Первые икебаны были крупные, с высокой центральной веткой до 1,5 м. Этот стиль назван Рикка. Для создания применялись ветки бамбука, хвойные ветви (сосна, кедр, кипарис, можжевельник). Составители рикка стремились олицетворить в композиции священную гору. Искусством составления (аранжировки) икебаны занимались только посвященные. Для серьезных занятий надо было принадлежать к знатному роду. Икебану составляли каждый день, согласно времени года (новогодняя или рождественская икебана) и с набором разных веточек и цветов. С XVI века в Японии появилось понятие чайной церемонии. В ней применялся натуралистический стиль икебаны - Нагэирэ (композиции в высоких вазах). Этот стиль разновидность самого древнего в Японии стиля натуралистического и применялся в школе Икенобо. В чайной церемонии предполагался сосуд и один цветок. Высота цветка должна составлять: (высота вазы + диаметр вазы) 1,5. Современная икебана представлена в основном двумя стилями - Нагэирэ и Морибана(в низких плоских вазах). Стиль Морибана стал известен с конца XIX века. Создатель его Охара Унсин. В этом стиле главные линии располагаются по правилу икебаны. Кроме веток и цветов применялись ветви, мхи, камни. В глубине вазы устанавливалась специальное приспособление с отверстиями для цветов, на которые насаживались стебли растений. Впоследствии был изобретен металлический игольчатый держатель - кензан." Но сейчас при составлении композиций меньше всего думается о том, что икебана изначально связывалась с буддизмом или чайной церемонией.
Икебана для меня не только отражение душевного состояния, иногда это прекрасная возможность просто отрешиться от навалившихся отрицательных эмоций. Тогда уже классические каноны о стилях, вроде этого: "Стили нагеирэ и морибана Эти стили наиболее доступны для начинающих и не требуют такой глубокой теоретической и практической подготовки. Условно нагеирэ — это композиции в высоких вазах, а морибана — в низких, причем материал ваз может быть любым. В старину это был в основном бамбук с отверстиями для крепления, а также изумительные по своей изысканной простоте керамические сосуды. В чисто японских композициях цвет сосуда для выбора цветов композиции даже более важен, чем сочетание цветов друг с другом. Икебана не использует хрустальные вазы, крайне редко стеклянные. Ваза часто дополняется подставкой или глубоким подносом." не очень вспоминаются. Просто наличие возможности отвлечься от не очень радостных мыслей спасает от погружения уж совсем в отчаяние. Потом смотришь на результат и понимаешь, что как раз не хватает четкого следования стилю, но ведь это будет уже потом...
И опять немного о вазах. Классический стиль морибана - это композиции в плоских вазах: "Морибана – стиль икебаны, в котором цветы располагаются в низкой, плоской вазе". Но иногда находишь вазу или даже совсем и не вазу, куда очень хочется поместить цветы. Тогда у меня лично получаются вот такие композиции
Икебана, в моем представлении, создается, когда этого просит душа. (Даже у профессионалов, наверное, необходимо соответствующее настроение) Иногда толчком для этого настроения служат самые разные ситуации. Этой композиции уже несколько лет. Неожиданно приобрела несколько авторских ваз. Женщина, много лет занимающаяся фламенко, решила освоить гончарное искусство!