Найти в Дзене
«Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанской и Симбирской». B.Н. Татищев. История Российская, 1768 г. т. I,c. 252
1 неделю назад
Репост
1 месяц назад
Репост
1 месяц назад
В Туймазах мастерица изготавливает национальные чувашские костюмы и украшения. tuvest.ru/...880 В Туймазинском районе ни одно мероприятие не проходит без участия чувашского ансамбля «Сеспель». Они – украшение любого концерта и победители множества республиканских творческих конкурсов. Восхищение вызывают их яркие бело-красные сценические наряды, богато украшенные вышивкой. Руководитель ансамбля Галина Ефремова тщательно продумывает каждый узор, добиваясь исторической точности чувашского орнамента. А национальные украшения, которые участницы ансамбля изготавливают собственноручно, – настоящие произведения искусства. Коллектив «Сеспель» появился в Туймазах в 2006 году, а в 2011 году его возглавила преподаватель технологии, методист педагогического колледжа Галина Мефодьевна. Она выросла в поселке Мичуринске Шаранского района под чувашские напевы – ее отец Мефодий Селевестрович играл на гармошке, а мать Екатерина Викторовна прекрасно пела. Галина Мефодьевна всей душой хотела вдохнуть в ансамбль новую жизнь. Для обновленного коллектива руководство Дворца культуры «Родина» распорядилось пошить костюмы – платья с накидками. Галина Мефодьевна – знатная рукодельница – долго думала, как бы украсить костюм, чтобы придать ему полную идентичность. – Я помню, как опрятно и красиво одевалась моя мама. Она сама шила себе платья, – рассказывает руководитель коллектива. – Даже в будние дни носила богато расшитые переднички, нагрудники и головные уборы. Моя мама просила токарей тракторной мастерской изготовить металлические бляхи, которыми украшала свой хушпу – традиционную шапочку замужних женщин. Она была настоящей мастерицей вышивки, сама ткала ковры, окрашивая шерсть в отварах коры деревьев. Я сохранила ее наряды, они мне очень помогли, когда я продумывала наши сценические платья. Также Галина Мефодьевна обращалась и к литературе – дома у нее множество справочников и энциклопедий по национальным чувашским костюмам, украшениям и орнаменту. Такой скрупулезный подход рукодельница объясняет тем, что каждый узор, каждый орнамент имеет свое сакральное значение. Например, «туслах» символизирует дружбу, «кил-сурт» – дом, «киче» – солнце. Особое внимание – цветовой гамме. Основные цвета чувашского национального костюма – белый, красный, желтый с вкраплениями зеленого и синего. Также одежду украшают бусинами и бахромой – считается, что она отгоняет нечистую силу. – Как-то в Чебоксарах мне попались на глаза полотенца с национальным чувашским узором, – вспоминает Галина Мефодьевна. – Я тут же купила девять штук. Вырезала из них прямоугольники: одним украсила верх платья, а вторым – передник. Получилось настолько гармонично, что на первом же чувашском фестивале «Салам», куда мы надели, мы заняли первое место, а еще жюри присудило нам специальный приз за наши костюмы. Вот такая магия чувашского орнамента! Участницы коллектива используют разнообразные аксессуары: налобные повязки масмак, отличительной чертой которых являются нити бусин, обрамляющих лицо, пояса и передники, хушпу. Их дизайн Галина Мефодьевна тщательно продумывает, рисует эскизы, подбирая цветовую гамму и сочетая узоры. Здесь есть строгая возрастные ограничения: то, что обычно носят незамужние девушки, неуместно для матери семейства. Особая гордость каждой чувашской женщины – нагрудник. Недавно Галина Мефодьевна создала роскошный образец из бисера для своего ансамбля. Сейчас работает над шапочками тухья и передничками для воспитанников детского сада, куда раньше ходили ее внуки. – Мы с ансамблем часто посещаем школы и детские сады в Дни национального костюма и Дни народного единства, выступаем, рассказываем об обычаях и традициях чувашского народа, нарядах. Сохранить и передать эти знания подрастающим поколениям – важная задача.
1 год назад
Репост
1 год назад
Репост
1 год назад
Репост
1 год назад
Портрет Чувашской девушки, 1900 год. Пиотровский Александр Иосифович. На картине изображена молодая замужняя женщина.
1 год назад
Репост
1 год назад
Репост
1 год назад
Этноним и этногенез Чувашей
1 год назад
Репост
1 год назад