Найти тему
Статьи
В Подмосковье находится целое созвездие уникальных памятников культуры, но особенно ярко светит звезда Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Это место должно было стать Русской Палестиной, повторяя даже в названиях имена священной земли Иерусалима. Здесь текла речка Иордан, насыпные холмы назывались Сион, Елеон, селение Вифания, жемчужина и центральная ось всего монастыря величественный Воскресенский собор, где находится Кувуклия, место вознесения Христа. Сам город, рядом с которым находится монастырь, до 1930 года назывался Воскресенском. Основан монастырь патриархом Никоном в 1656 году, здесь сразу планировалось создать комплекс святых мест Палестины. Никон оказывал большое влияние на царя Алексея Михайловича, был его доверенным лицом и духовником. Никон убедил Алексея Михайловича основать грандиозный монастырь, который олицетворял бы собой величие и власть православной России. Место выбрали среди вотчинных земель, продавать которые можно было только с разрешениея царя. Царь за государственный счёт выкупил эти земли под строительство и выделил большое количество земель, доход от которых шел на строительство монастыря. Строительство шло быстрыми шагами до опалы и отставки патриарха Никона. Изгнанный патриарх приехал на строительство в 1658 году, тогда же был заложен Воскресенский собор. Никон всячески торопил строительство, надеясь вернуть себе расположение царя. До 1666 года он находился на строительстве. Первым архитектором Нового Иерусалима был Петр Заборский, уникальный ремесленник-самоучка. Но достроить собор и каменную стену до конца не удалось. Строительство монастыря практически прекратилось с ссылкой Никона в Ферапонтов монастырь. Строительство возобновилось в правление царя Федора Алексеевича, ученика Никона, были выделены большие средства на строительство и ремонт. Царь возвратил из ссылки Никона и разрешил поселиться в монастыре, но Никон к этому времени был уже очень болен и по дороге скончался, не доехав до монастыря. Новый этап строительства началс в правление Императрицы Елизаветы, которая пригласила в монастырь Франческо Бартоломео Растрелли. Внутреннее убранство Воскресенского собора и других церквей претерпело большие изменения. Появились на первом ярусе белые колонны, которые опоясывали центральный неф собора, сам декор стал более пышным в стиле «барокко». В таком виде собор дошел до 1917 года, и был восстановлен после ВОВ. Уникальный внешний и внутренний вид Воскресенскому собору придают изразцы, особый вид керамики, которой украшены фасады и интерьеры храма, барабан купола, оконные простенки, парапеты хор и верхние ярусы собора. Над ними трудились белорусские мастера под руководством Степана Полубеса и Игнатия Максимова. Ими был сооружены пять керамических ордерных иконостасов. Рисунок керамического фриза имеет символическое значение и представляет собой «павлиний хвост» или «павлинье око» или «репьи». Они по рисунку похожи одновременно на цветок и на плод граната, которые в христианстве являются символами мученической смерти и Воскресения Христа. Эта уникальная керамика не имеет себе подобной в русском зодчестве. К востоку от Воскресенского собора была построена подземная церковь Елены и Константина, на месте котлована забил родник, вода из которого считается святой. В декабре 1941 года фашистские оккупанты взорвали Воскресенский собор и другие церкви и захоронения. Это злодеяние было включено в список преступлений Германии на Нюрнбергском трибунале. После Великой отечественной война собор и другие строения были отреставрированы, последняя реставрация была в 2011 году Сейчас это действующий мужской ставнопигиальный Ново-Иерусалимский монастырь. Все храмы открыты для посещения и церковных служб. @
1 год назад