Найти в Дзене
Закреплено автором
Что я только что прочитал/посмотрел?!
Набоков и Фассбиндер. Две версии «Отчаяния»: изобразительность слова и кинозрелища
2 года назад
«Левиафан»: смерть диалога. Обзор фильма Андрея Звягинцева
Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» вышел в российский прокат в 2014 году и моментально привлёк внимание широкой публики, спровоцировав ожесточённую полемику. Отзывы о кинокартине очень противоречивы: похвала, восхищение авторской концепцией и декорационно-техническим оформлением, провозглашение «Левиафана» шедевром киноискусства – с одной стороны – и обвинения в неэстетичности, антипатриотизме, пропаганде безнравственности – с другой. Неоднозначность оценок свидетельствует, по всей видимости, о необходимости детального анализа фильма как попытки его объективного (с позиции художественного критика,...
2 года назад
Художественная деталь в сборнике рассказов Владимира Набокова «Возвращение Чорба»
Существует расхожее мнение, что Владимир Набоков – писатель строго рациональный, подчёркнуто несентиментальный, всё равно что хирург, кроящий тексты из жизни, безжалостный манипулятор формами; что даже его герои – не люди, а шахматные фигурки, над которыми он властвует без тени сочувствия. «Культурный педофил», а свежая и юная американская культура – его Лолита. Писатель, для которого стилистика написанного важнее смысла. Однако, как нам кажется, подобные выводы – в значительной мере огрубление, обнажающее поверхностное понимание искусства Набокова. Этот доклад, как попытка аргументированного возражения,...
117 читали · 2 года назад
Зрение и слепота: смысловые камертоны романа Владимира Набокова «Камера обскура»
Набоковская «Камера обскура» – экспериментальное произведение, где кино присутствует не только в виде материала художественного исследования, – оно становится и орудием такого исследования. Об этом заявлено уже в названии романа, ведь камера обскура – это простейший тип устройства для получения оптического изображения объектов (тёмная комната с маленьким отверстием в стене). Кинематограф в романе – больше, чем просто тема, – это порождающая модель: Набоков не просто пишет о кино, – он использует, «присваивает» язык кино. Причём, скорее всего, немого и в его достаточно примитивном варианте, – того, которое визуализировало самые традиционные, многократно использованные сюжетные схемы...
2 года назад
Нарратив как средство самоутверждения. О романах Владимира Набокова «Отчаяние» и «Бледное пламя»
Творчество Владимира Набокова – феномен, культурная ценность которого несомненна. Даже роман о любви Гумберта Гумберта к Лолите, выдержавший так много морализаторских уколов, – изящная, безупречная с точки зрения художественности история. Набоков – всегда знак качества, образец виртуозного владения словом. Однако это не гарантирует ему читательского понимания. Дело в том, что излюбленный набоковский приём – «спрятать» глубокую смысловую наполненность текста за его обманчиво очевидной структурой – нарочито примитивной фабулой, известными заранее сюжетными ходами, игровой манерой повествования. Кажущаяся поверхностность, наивность рассказанной истории зачастую сбивает исследователей с толку...
2 года назад
Набоков и Фассбиндер. Две версии «Отчаяния»: изобразительность слова и кинозрелища
Качественная экранизация художественного произведения – это всегда отличная возможность оценить одну и ту же ситуацию с двух различных позиций. Если процесс написания книги чаще всего подразумевает создание принципиально нового текста, то в киноискусстве широко распространены практики взаимодействия с уже известными литературными явлениями. Так, Райнер Вернер Фассбиндер для своего одноимённого фильма заимствует фабулу из романа Владимира Набокова «Отчаяние». По характеру развёртывания сюжета и обрисовке...
2 года назад