Графическая методика “Кактус” Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Цель методики: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. Инструкция При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция для ребенка: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Обработка данных При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение размер рисунка характеристики линий сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.) характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.) характеристика иголок ( размер, расположение, количество) Интерпретация результатов Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка : Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами. Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса. После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Что рисуют дети, и когда нужен детский психолог Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок – это и детская фантазия, и отражение того, что малыш увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаются все лучше и лучше, но почти не обращаем внимания на то, что именно и как изображено на листе бумаги. А ведь в детском рисунке отражается внутренний мир ребенка, именно поэтому психологи уделяют рисунку особое внимание. Потому что нарисовать ребенку легче, чем выразить что-то словами...
2 года назад
🌚О ТЕМПЕРАМЕНТЕ🌚 Педагогу и родителю важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребёнка и поддерживали сильные его стороны.
Межрассовая толерантность: что нужно знать детям о толерантности и расизме?: Здравствуйте Уважаемые родители и коллеги! 👐 Добро пожаловать на канал, посвященный межрассовой толерантности, как о большой проблеме в нашем мире и как рассказать детям, что такое расизм. В последнее время мы всё чаще замечаем проявления агрессии, озлобленности и жестокости у наших детей. И зачастую они направлены против тех, кто чем-то отличается от основной массы: имеет другую национальность или особенности развития, носит очки или исповедует мусульманство...
2 года назад
👹АГРЕССИЯ👹 Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения: Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста выделяют ✅ условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; ✅ влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); ✅социальные информационные факторы «Фактор семьи» / выделяется как основной/ Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются «факторами риска» в развитии агрессивного поведения ребенка: ❌негативизм матери; ❌терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии; ❌эмоциональное отвержение ребенка родителями; ❌гиперсоциализированное воспитание;(гиперсоциальное) ((Гиперсоциальным воспитанием считается одним из способ неправильного воспитания ребенка. Всем нам хочется быть хорошими родителями, в ожидании малыша мы штудируем массу полезной литературы, в том числе и психологической - нам больше всего хочется, чтобы мы были идеальными родителями, а наш отпрыск - идеальным ребенком.Слишком правильные родители очень хотят: • педантично исполнять свои обязанности по отношению к своему ребенку; • соблюдать все правила и рекомендации по воспитанию. В результате, такие родители хотят получить гиперотвественного ребенка, который их не подведет, чтобы не случилось. Фразы «надо», «ты должен», «не подведи», «я на тебя надеюсь» становятся главными воспитательными приемами в таких семьях. Ребенок растет с постоянным чувством вины, боится разочаровать своих родителей, с чем-то не справиться, ведь он все время должен соответствовать их завышенным стандартам - быть самым умным, лучше всех учится, получать награды, призы, вести себя «как надо». Слишком правильные родители часто уверены, что их любовь и уважение еще надо заслужить. В результате ребенок, как сапер, не имеет права на ошибку, только на старание и служение. Каким вырастает гиперсоциальный ребенок? Чаще всего не уверенным в себе субъектом, который будет постоянно копаться в себе и обвинять себя во всех смертных грехах, если у него что-то не получилось.)) ❌авторитарное воспитание. Социальные факторы: ❗️влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения); ❗️влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями. Дошкольная психология для чайников🫖: Психологическая характеристика агрессивного ребенка В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей: Типы детей, формы проявления агрессии Личностные особенности детей 1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях. 2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения. 3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций.