Воспринимая искусство
12
подписчиков
"Воспринимать искусство... столь же трудно, как и творить его",- написал однажды А.Н. Толстой.
Фрида Кало и её кукла
Сегодня мы рассмотрим работу "Я и моя кукла" Фриды Кало (1937, частная коллекция).
Присмотревшись к этой картине, мы можем увидеть игрушку, которая улыбается, и Фриду, изображённую, как обычно, без улыбки. Вся атмосфера картины кажется тяжелой, словно в неё была выплеснута вся тоска художницы.
Коллекцию кукол она собирала на протяжении всей жизни. Фрида о них заботилась, отдавала на реставрацию, шила для них одежду... Возможно, связь с этими куклами позволяла ей заглушить боль жизни без детей. Именно на них она могла перенести все свое желание заботиться и оберегать...
"Пляски смерти" Ганса Гольбейна Младшего Люди 16 века относились к смерти более спокойно, чем мы это себе представляем. Во всяком случае, она представлялась более обыденным явлением. В 20-ых годах Гольбейн выпустил серию небольших ксиллографий "Пляска смерти". Здесь смерть, как правило, не вызывает никакого ужаса и страха у тех, к кому она приходит. Несмотря на отталкивающий облик, Смерть выглядит полноправной обитательницей земного мира и по-будничному просто занимается своим ремеслом. Мы видим как она уводит за руку епископа от его паствы, наливает последний кубок вина королю, помогает крестьянину допахать его поле, с оружием в руках встречает солдата в бою. Важно отметить, как в своих гравюрах Ганс Гольбейн Младший сближает все слои населения, ведь перед смертью все равны. Ей не важно король ты или крестьянин, напротив, отношение к простому рабочему люду кажется даже более снисходительным с её стороны. Отметим также и технику. Это ксиллография. Ксиллография- гравюра на дереве, её выделяют чуть более толстые линии (чем, например, у офорта), достаточно крупные детали (с деревом было тяжело работать, трудности были и с созданием мелкой штриховки).
Положение во гроб Караваджо 1604, Пинакотека, Ватикан Евангельская история переживается художником как реальное событие, нисколько не теряя при том в значимости и трагизме. Крест распростертый рук Богоматери намекает на Распятие, поза Марии Клеопатры, воздевающей руки к небу, указывает на Воскресение Христово. Картина построена в сильнейшем ракурсе снизу вверх, так что зритель оказывается буквально лицом к лицу с её героями, он словно находится среди тех, кто должен принять безжизненное тело Христа. Сложные ракурсы, новаторская трактовка света и тени, тщательная фиксация деталей, написанных с величайшей тщательностью (вздувшаяся вена на ноге Никодима), неоспоримо говорят о высоких художественных достоинствах этого произведения. Но есть и дополнительный смысл у этого произведения. Стоит обратить внимание на руку Иисуса, она словно указывает на стенку гроба. Если присмотреться ещё тщательней, то создается впечатление, что это какой-то постамент, основание. А ведь так и есть, Иисус Христос закладывает основание для новой и могущественной церкви. Более того, совсем внимательные зрители могут заметить какое-то загадочное растение в левом нижнем углу. Это вербаскум тапсус, обычно это растение называют коровяком. Оно обладает лечебными свойствами и отгоняет злых духов. Вот такие небольшие, но очень интересные послания оставил нам Караваджо на этом полотне.
Как Эрмитаж делает Санкт-Петербург уникальным?
В сегодняшней статье расскажу про жемчужину Санкт-Петербурга, которая выделяет его на фоне других городов России. Конечно, речь пойдет про Эрмитаж. Про этот музей можно говорить вечно. Как и про дворец, в котором он расположен. Но сегодня речь все-таки пойдет про коллекцию музея. А вернее, про тех художников, которых можно найти только в Эрмитаже. Только представьте, ни в одном музее России кроме Эрмитажа вы не отыщете работы этих живописцев. И что это за художники? Леонардо да Винчи Во всём мире сохранилось полтора десятка картин Леонардо, две из них находятся в России, обе в Эрмитаже...
Фонтан невинных "Фонтан невинных"- одно из самых совершенных произведений Жана Гужона. Построен он был в 1547-1549 в Париже на месте старого кладбища. Фонтан посвящен невинным младенцам, убитым в Вифлееме по приказу царя Ирода. Гужон работал над ним вместе с архитектором Пьером Леско (вместе они также создали западное крыло Лувра). Фонтан украшали рельефы наяд, нимф, тритонов и других мифических существ. Гужон удивительно тонко передаёт водную стихию. Струятся складки одежды, течение водных потоков кажется таким естественным (они то расходятся, то сливаются воедино). А фигуры на фонтане показывают, как наилучшее воплощение водная стихия находит именное в форме, подобной человеческой (в облике всевозможных морских обитателей и мифических существ). Кажется, словно в этой работе Гужон приоткрывает какой-то секрет греческой пластики. Именно в этой работе мы видим удивительную гармонию человеческого существования и единство этого существования с природой.
Аллегория времени, которым управляет благоразумие Тициан, 1565-1570, Национальная галерея, Лондон На картине изображены представители трех поколений семейства Вечеллио- Тициан, его сын Орацио и внук Марко. Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней её части: "Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему". Внизу картины изображён трёхглавый волк-лев-собака, что в христианской символике служит знаком Благоразумия и трёх ее частей: memoria (память), intelligentia (знание), prudentia (опыт) #ТопБЛОГ
Тайный смысл "Охотников на снегу" Брейгеля
Брейгеля можно назвать художником-философом. В одной из своих самых знаменитых картин он сумел с особой поэтичностью воплотить гармонию и единство нашего мира. Мы видим величавую мощь природы и повседневную деятельность людей, живущих по её законам.
Перед нами разворачивается панорама зимнего пейзажа (словно с высоты птичьего полёта), где даже самая мельчайшая деталь важна. Это связано с верой в протестантизме в то, что в каждой частице бытия присутствует доля Божественного. Именно поэтому художник с особой тщательностью прорисовывает все детали...
Музыкант с химическими способностями Уже с детства Бородин проявлял свои необычайные способности. В 9 лет он написал свое первое музыкальное произведение, а в 10 проявился его интерес к химии. И так всю жизнь Бородин развивался сразу в двух направлениях. После поступления в Медико-хирургическую академию в СПб, химия окончательно стала любимым предметом Бородина. В 1858 году он успешно защитил диссертацию. Вернула Бородина в мир музыки талантливая пианистка Екатерина Сергеевна Протопопова. Встретились молодые люди в Германии, куда девушка приехала на лечение. Екатерина Сергеевна очень любила музыку и часто играла для своих гостей. Именно Протопопова вдохновила Бородина вновь увлечься музыкой. Впоследствии Екатерина Сергеевна стала его женой, а сам Бородин стал членом «Новой русской музыкальной школы» (Могучей кучки). Кроме Бородина в число участников вошли М.П Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др. (основной состав 5 человек). Александр Порфирьевич Бородин написал знаменитую оперу «Князь Игорь», а также его имя носит реакция Хунсдикера–Бородина. Более того, в 1862 году Бородин смог получить первое в мире фторорганическое соединение - фтористый бензол, сегодня широко применяемый, как добавка к пластмассам. Вот так загадочным образом музыка и химия переплелись в жизни этого удивительного человека #ТопБЛОГ
Офелия Картина Миллеса - самое известное изображение Офелии. Офелия — персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Мертвая героиня представлена плывущей в ледяных водах пруда. В правой руке она сжимает букетик цветов, которые совсем недавно собирала. Фигура девушки почти полностью находится под водой, она скрыта покровом из цветов, которые переплелись с водяными растениями. Формат этого вытянутого по горизонтали полотна позволил представить богатый мир болотной растительности. Девушка предстает частью этой растительности, её мрачная гармония с природой выглядит устрашающе. Та белизна кожи, которую изобразил Миллес, отчетливо говорит нам о том, насколько вода холодная. И чем дольше ты рассматриваешь эту картину, тем больше замечаешь, как тело Офелии буквально промерзает в ледяных водах пруда. "Офелия" Миллес, 1851-1852, Лондон, Галерея Тейт
Любимое занятие Сегодня мы поговорим о различных увлечениях талантливых людей. Каждый из них выбрал для себя сферу, в которой оставил след на века (живопись, литература), но это не помешало им иметь своё хобби. Набоков и коллекция бабочек Все знают Набокова как писателя. И мало кто знает его, как коллекционера. А ведь у Владимира Владимировича было более 4 тысяч экземпляров. Более того, литератор сам открыл несколько разновидностей бабочек и даже разделил уже существующий род на два подвида. Не один десяток бабочек носит имена книжных героев Набокова. Толстой и сапоги своими руками Лев Николаевич освоил науку сапожного дела и даже делал обувь. Конечно, опытные образцы шли не на продажу. Писатель дарил обувь друзьям и носил сам. Николай Ге и перекладывание печей В какой-то момент известный художник оставляет городскую жизнь и уезжает на собственный хутор, чтобы заниматься деревенским хозяйством. Конечно, Ге занимался и выращиванием овощей, и солением заготовок, но отличился он именно своим интересом к печам. Объясняется этот факт решением художника стать последователем Толстого и заняться простым физическим трудом. Так, жители Ясной Поляны оказались с новыми печами. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть продолжение этой рубрики! #ТопБЛОГ
Тенебризм или крайняя степень караваджизма
Tenebroco с итальянского можно перевести как «тёмный, мрачный и таинственный». Для картин, выполненных в этом стиле, характерно драматическое освещение с резким контрастом светлых и темных участков. Иногда этот стиль ещё называют «погребальным», наверно, за его жизнерадостный колорит. Суть тенебризма состоит в том, чтобы с помощью света придать картине нотки тревожности и драматизма (эффект прожектора). Широко распространена была эта техника в период барокко. Её даже выделяли как отдельную ветвь караваджизма...
Пир Розамунды Пьетро делла Веккиа "Розамунда, вынужденная пить из черепа своего отца". 1650-60 Этот полуисторический-полулегендарный сюжет взят из личных воспоминаний Павла Диакона. В изобразительном искусстве этот сюжет стал особенно популярным в 17 веке, когда в живописи, вслед за Караваджо, проявилось пристрастие к кровавым и леденящим душу сценам. Розамунда была прекрасной и горделивой дочерью варварского короля, побежденного королем лангобардов Альбоином. Он взял ее в плен и принудил выйти за него замуж. Во время свадебного пира правитель заставляет девушку совершить чрезвычайно тяжелый и унизительный для нее поступок. Именно эту сцену мы чаще всего и встречаем на живописных полотнах. Принцессу принуждают выпить из кубка, который сделан из черепа ее отца, а она пытается отстраниться, охваченная ужасом. Да, звучит кроваво. И вместе с тем, на картинах на этот сюжет мы можем увидеть особую тщательность в прорисовке этого чудовищного ювелирного изделия (кубка), а также прямо-таки соперничество художников в изображении всей палитры эмоций (от отвращения принцессы и до жестокой настойчивости короля)