Найти в Дзене
Как работает психотерапия СДВГ? У любого человека между импульсом и действием есть пауза — доли секунды, в которые мозг успевает проверить: «это сейчас уместно? безопасно? нужно?» Эту паузу обеспечивает префронтальная кора — участок мозга, отвечающий за контроль, внимание и планирование. У человека с СДВГ эта система работает иначе: импульс возникает мгновенно, а тормозная реакция запаздывает. Ребёнок тянет руку, прежде чем подумает. Подросток отвечает резко, прежде чем осознает. Взрослый уже нажал «отправить» сообщение, о котором потом жалеет. Именно это мы называем дефицитом саморегуляции. Это реально нейронная цепь контроля включается на секунду позже. Что делает психотерапия: Она учит замечать момент перед действием. Сначала, через внешние сигналы: напоминания, карточки, короткие инструкции «стоп — подыши — выбери». Потом, внутренне: человек учится распознавать импульс как событие, а не как команду к действию. Это выглядит просто, но нейробиологически — колоссальный сдвиг Мозг начинает встраивать новую связь: импульс → осознание → выбор. И с каждым повторением эта цепь укрепляется, тормоз становится доступнее. Например: Ребёнок слышит «убери игрушки». Импульс — вспышка раздражения  Без тренировки он кричит: «сам убери!». После нескольких сессий терапии он учится замечать момент раздражения и переводить его в действие: «можно через пять минут?». Раздражение осталось, но реакция изменилась, это и есть навык регуляции. Так работает поведенческая терапия при СДВГ: не с эмоцией, а с моментом между эмоцией и действием Постепенно человек перестаёт быть заложником своих импульсов, он не становится «терпеливее», а мозг научился ставить паузу. Эта пауза и есть настоящая свобода в СДВГ, не подавление себя, а возможность выбирать. В нашей клинике принимают высококвалифицированные специалисты, в том числе и когнитивно-поведенческие психотерапевты. Здесь все о ментальном здоровье детей и взрослых.
1 неделю назад
Пост для ученых и тех кому интересно всё на свете, кто немного ученый, следователь и археолог 👩‍🔬 Сегодня я проведу вас по всем зонам головного мозга🧠, будет интересно, местами терминологически, но куда без этого. Откуда берется депрессия, шизофрения и СДВГ, и какая часть мозга говорит «ты беспомощный» или «ты великий»…🧠 Это базовая карта мозга, простыми словами, без академической перегрузки, но с клинической точностью. Префронтальная кора — это наш «исполнительный центр» — он планирует, анализирует и удерживает смысл происходящего. Находится за лбом. Отвечает за планирование, внимание, самоконтроль, переключение между задачами. Если работает устойчиво — человек умеет тормозить импульсы, принимать решения, организовывает день и свою жизнь. Но если сбой возникает, то может проявиться: СДВГ — здесь снижена активность префронтальной коры, особенно дорсолатеральной части. Поэтому трудно удерживать внимание и контролировать поведение. Депрессия — здесь префронтальная кора работает на минималках, что снижает способность к планированию и создаёт ощущение «беспомощности». Когда кора ослаблена, лимбическая система (в первую очередь амигдала) берёт верх, и эмоции начинают управлять мышлением, а не наоборот. Шизофрения — здесь нарушена согласованность между префронтальной и другими областями, из-за чего логика мышления становится непоследовательной. То есть здесь речь не про то, что мозг перестает работать, а о том, что все части мозга работают как «испорченный телефон», отсюда то и берутся мысли, как часто описывают пациенты «извне», мозг не способен разобрать, что вообще-то это его мысли и есть. Поясная извилина (передняя часть) — «внутренний монитор» Следит за ошибками, помогает переключаться между задачами, участвует в эмоциональной оценке ситуаций. Если начинает сбоить: При ОКР она становится гиперактивной — человек не может “отключить” тревожную мысль. При тревожных расстройствах — постоянный сигнал опасности, мозг «застревает» в цикле проверки и контроля. Амигдала — «сигнализация» Миндалевидное тело — часть лимбической системы, реагирующая на угрозу. Она запускает страх, тревогу и агрессию. Это древняя структура, которая действует быстрее, чем разум. Сбои: При тревоге и ПТСР амигдала гиперактивна: реагирует на нейтральные стимулы как на опасность. Это как сигнализация, которая постоянно орет. При РАС — амигдала часто неправильно оценивает социальные сигналы, что мешает понимать эмоции других. Например, мама злится, а ребенок этого не улавливает и продолжает делать то, что раздражает. Гиппокамп — «память и контекст» Хранит воспоминания и помогает отличать прошлое от настоящего. Участвует в обучении и формировании новых ассоциаций. Сбои: При депрессии гиппокамп уменьшается в объёме (есть подтверждения на МРТ), что влияет на память и способность видеть перспективу. При ПТСР — плохо “гасит” старые страховые воспоминания, из-за чего человек снова переживает травму. Мозжечок — не только про равновесие. Долгое время считалось, что он отвечает только за координацию движений, но сейчас известно: мозжечок участвует и в регуляции эмоций, и в когнитивных процессах. Сбои: При СДВГ мозжечок часто меньше по объёму; это влияет на координацию, чувство времени и темп деятельности. При аутизме — нарушена связь мозжечка с лобными долями, что влияет на ритм и предсказуемость поведения. Базальные ганглии — «двигательный фильтр» и система привычек Они отвечают за выбор нужного действия и подавление ненужных. Работают как переключатель: что делать сейчас, а что — потом. Сбои: При СДВГ — гипофункция, из-за чего трудно “остановить” ненужное действие. При ОКР — наоборот, гиперактивность: мозг застревает в повторении одних и тех же циклов. Всё это — не набор независимых «кнопок», а сеть. Когда одна зона перегружена, другая перестаёт справляться. Поэтому психотерапия и медикаменты работают в паре: первая учит перенастраивать связи, вторая даёт мозгу топливо, чтобы он мог их укреплять. Поэтому очень часто без таблеток ну никак не обойтись 🧠 Здесь все о ментальном здоровье детей и взрослых.
1 неделю назад
Как новости влияют на психику детей? В последние годы мы живем в мире, где новости буквально врываются в нашу жизнь. Сообщения в СМИ, социальные сети, бесконечные новости о трагедиях и кризисах — всё это проникает в сознание наших детей, даже если мы пытаемся защитить их от этого. Но как именно это влияет на их психику? 🌎 Мир становится пугающим Дети, как и взрослые, воспринимают новости. Они могут не понимать всех деталей, но чувствуют тревогу, страх и беспокойство, когда слышат о войнах, катастрофах, насилии. Даже если мы пытаемся их оберечь, телевизор или телефон могут рассказать больше, чем мы планируем. 🤯Тревожность и страхи Для ребенка важно чувствовать безопасность. Постоянные сообщения о бедствиях могут заставить его чувствовать, что мир вокруг опасен, и это порождает тревожность, которая проявляется в виде бессонницы, кошмаров и беспокойства. 😭Низкая самооценка и депрессия Если ребенок видит, как много людей страдает или переживает, он может начать сомневаться в своей ценности и безопасности. Вмешиваясь в личное пространство, такие новости могут вызывать у детей чувство беспомощности и депрессии. Как защитить психику детей? 1️⃣ Фильтруйте информацию — обсуждайте новости с детьми только в том объеме, в котором они могут их понять. Подбирайте информацию, подходящую по возрасту. 2️⃣ Обсуждайте чувства — важно говорить с детьми о том, что они чувствуют, и объяснять, что мир не так страшен, как кажется. Убедите их, что взрослые делают всё, чтобы обезопасить их. 3️⃣ Создавайте позитивное окружение — наполняйте дни ребенка радостью, играми, смехом и общением с близкими. Это помогает сохранить баланс и спокойствие. 4️⃣ Регулируйте время у экранов — ограничьте время, которое дети проводят за просмотром новостей и социальных сетей. Чем меньше они сталкиваются с негативной информацией, тем спокойнее их психика. Помните, дети должны расти в атмосфере безопасности и любви. Мы можем помочь им адаптироваться к миру и научить справляться с тревогой, но только если будем рядом и поддержим их в этот непростой период. Здесь все о ментальном здоровье детей и взрослых.
1 неделю назад
Есть ли риск возвращения симптомов депрессии/тревоги после отмены антидепрессантов❓ Да. Как есть риск рецидива любого другого заболевания. В мире не существует лечения со 100% гарантией, организм может дать сбой в любой момент, что говорить о все еще малоизученном мозге? Но есть ряд мер, которые помогут снизить риск возврата на 30%. Что делать, чтобы не вернуться к антидепрессантам? 🤩 Завершение терапии — это переход к новому этапу: поддержанию ремиссии. Препарат помог мозгу выровнять работу нейромедиаторов, но дальше важно удержать это равновесие. Почему симптомы могут вернуться? Антидепрессанты не убирают стресс и не меняют обстоятельства, не меняют наши реакции на события — они дают ресурсы в моменте, чтобы с ними справляться. Если жизнь остаётся прежней: недосып, хроническое напряжение, перегруз — риск возврата повышается 🤩 Как снизить риск? Не торопиться с отменой. Да, когда становится лучше «к черту таблетки» и это касается не только антидепрессантов. После улучшения препарат принимают МИНИМУМ ещё 6 месяцев, а при повторных эпизодах — до 1–2 лет. Мозгу нужно время закрепить устойчивость. Отменять постепенно 🤩 Если в случаях с антибиотиками вы пропиваете от и до одинаковую дозу, то с антидепрессантами совсем другая история. Повышение и снижение происходит плавно, в течение нескольких недель. Резкая отмена — частая причина обострения‼️ Продолжить психотерапию 👩🏻‍⚕️ Она помогает научиться жить без «костылей» медикаментов — распознавать тревогу, выстраивать реакции, не скатываться в старые схемы. Это очень важно. Наш мозг любит реагировать на ситуации одинаково, по привычной и давно знакомой схеме. Если он привык придумывать катастрофы, что вызывает сильнейшую тревогу, то если его не переучить, он будет думать так и дальше 😱 Следить за сном и режимом 🛌 Первым ломается сон. Если появились трудности с засыпанием — это сигнал, что баланс пошатнулся. Очень важно следить за сном, время пробуждения одно, время засыпания тоже. Двигаться 🏃‍♂️ Регулярная физическая активность снижает риск рецидива почти так же эффективно, как лекарства. Активный физический и социальный образ жизни повышает уровень дофамина, эндорфина, серотонина, окситоцина — это то, что нужно мозгу. Оставаться под наблюдением 🤩 Иногда врач оставляет маленькую поддерживающую дозу на 6–12 месяцев — это нормально, особенно, если рецидив уже случался. Какова вероятность возврата? Если отмена проходит правильно, есть терапия и наблюдение, риск возврата — около 20–30% в течение года. Если бросить лечение резко и забыть о режиме — до 70%. Вы просто вдумайтесь в эти цифры. Когда стоит насторожиться снова и обратиться за помощью? Появилась бессонница, раздражительность, усталость, потеря интереса, мысли «всё снова бессмысленно» — это повод не ждать, а обсудить с врачом. Антидепрессант не делает человека счастливым, он возвращает способность справляться. А удерживает результат не таблетка, а устойчивая жизнь после неё — сон, движение, терапия, внимание к себе и готовность вовремя просить о помощи. Вот залог ментального здоровья.
2 недели назад
История СДВГ. Как вместо ужасного и испорченного ребёнка мы пришли к расстройству нейроразвития? Прошлый век был страшен — две мировые войны, каких ещё не знало человечество. За ними пришли голод, эпидемии, экономические катастрофы. И всё же именно этот век стал временем беспрецедентного скачка в медицине 👩🏻‍⚕️ За сто лет было сделано больше открытий, чем за всю предыдущую историю: антибиотики💊, анестезия, вакцинация💉, контрацепция💊, трансплантология🫀, инсулин. Человечество впервые научилось не просто лечить болезни, а предотвращать их. Медицина стала не пыткой, а помощью и наконец-то без боли. Не осталась в стороне и психиатрия. Впервые появились психофармакологические препараты. Позже — когнитивно-поведенческая терапия, основанная на доказательствах и работе с мыслями и поведением. В 80-х появились антидепрессанты класса СИОЗС, сделавшие лечение мягче и безопаснее. Психиатрия наконец получила инструменты, которые действовали не как подавление симптомов, а как настоящее лечение. И именно в XX веке мир впервые узнал о СДВГ — не как о «плохом поведении» или «воспитательной ошибке», а как о расстройстве нейроразвития, имеющем биологические корни 🧠 В 1902 году английский педиатр Джордж Фредерик Стилл описал группу детей, которые были умны, но не могли сосредоточиться и постоянно попадали в неприятности. Он предположил, что причина не в морали и не в воспитании, а в биологии — «аномальный моральный контроль», как он выразился. По сути, он впервые описал то, что позже назовут СДВГ. Дальше было долгое столетие блужданий. Врачи сменяли понятия один за другим: «минимальная мозговая дисфункция» — потому что должно же быть хоть какое-то повреждение; «гиперкинетическое поведение» — потому что эти дети действительно не сидят на месте; «ADD» — когда решили, что главная беда всё-таки не движение, а внимание. И наконец, в 1987 году диагноз обрел своё нынешнее имя — ADHD (СДВГ), синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Сегодня мы знаем, что это не последствие «плохого воспитания», а расстройство нейроразвития, при котором мозг иначе регулирует дофамин и норадреналин — вещества, отвечающие за контроль, мотивацию и способность удерживать задачу в фокусе. История СДВГ — это история того, как медицина медленно училась видеть не «трудных» детей, а детей с особыми нейронными настройками. Они не хуже. Они просто не работают на стандартных настройках. Если за сто лет мы прошли путь от «испорченного» до нейроотличного, сколько ещё времени нужно, чтобы окружающие наконец перестали путать дисциплину с нейробиологией? Здесь все о ментальном здоровье детей и взрослых.
2 недели назад
Билль о правах ребенка с СДВГ Иногда взрослым кажется, что ребёнок с СДВГ просто не старается. Что он всё забывает «специально», отвлекается «назло» и не слушает, потому что «ему всё равно». Но если внимательно присмотреться, за этим стоит не упрямство, а особая архитектура мозга, где внимание, импульсы и контроль работают немного иначе. Ребёнок с СДВГ живёт в мире, где каждая мелочь требует колоссальных усилий: удержать мысль, не перебить, закончить начатое, вспомнить задание, сосредоточиться, когда вокруг столько звуков и движений. И всё это при том, что его мозг не даёт достаточно дофамина, чтобы скучные дела хотя бы казались осмысленными «Билль о правах детей с СДВГ» — не документ, конечно, а попытка перевести язык нейробиологии в человеческий. Это напоминание родителям, учителям и врачам: у этих детей нет «воли», которая «проснулась бы», если их поругать. Но у них есть невероятный потенциал, если помочь мозгу работать в комфортных для него условиях. Это просьбы, переведённые с языка СДВГ на язык взрослых: Помогите мне сосредоточиться «Пожалуйста, научите меня через моё чувство осязания. Мне нужно почувствовать это руками и движениями своего тела». Я должен знать, что будет следующим «Пожалуйста, дайте мне возможность жить в мире, где есть надёжный распорядок. Предупредите заранее, если будут изменения». Подождите меня, я ещё думаю «Пожалуйста, позвольте мне идти в своём темпе. Когда меня торопят, я путаюсь и расстраиваюсь». Я застрял, у меня не получается! «Пожалуйста, предложите мне варианты решения. Если дорога заблокирована, помогите найти объезд». Я правильно делаю? Мне нужно знать сейчас «Пожалуйста, дайте мне немедленную обратную связь — иначе я не понимаю, где нахожусь». Я уже закончил? «Пожалуйста, дайте короткие задания с чёткими и достижимыми целями». Что? «Пожалуйста, не говорите: “Я уже говорил тебе”. Скажите ещё раз — другими словами, с сигналом, с рисунком». Я знаю, что всё сделал неправильно, не так ли? «Пожалуйста, хвалите меня за частичный успех. Замечайте, что я стараюсь». Почему на меня всегда кричат? «Пожалуйста, замечайте меня тогда, когда я делаю что-то правильно. Напоминайте мне (и себе) о моих хороших качествах, особенно в плохие дни». Этот «билль» стоит перечитывать каждый раз, когда взрослому хочется повысить голос или поставить ярлык «ленивый». Потому что перед ним не ленивец — перед ним человек, который ежедневно совершает подвиг, пытаясь выжить в мире, не созданном для его типа мозга. Ментальное здоровье детей и взрослых.
2 недели назад
Неделя осведомлённости о дислексии. Сейчас проходит Неделя осведомлённости о дислексии — важная инициатива, которую поддерживает Ассоциация помощи людям с дислексией. Они делают большое дело, и мы хотим присоединиться к разговору. Дислексия и дисграфия часто идут рука об руку с СДВГ. Это не отдельные, изолированные проблемы, а проявления особенностей работы мозга ребёнка. Как выявить дислексию и дисграфию? Дети: — пропускают буквы в простых словах («дома-ня-я» вместо «домашняя»); — пишут «класснаяработа» слитно; — делают нелепые ошибки в диктантах, хотя очень стараются. Это не «невнимательность». Медикаментов, которые «лечат» дислексию, не существует. Помочь могут только специальные упражнения, коррекционные занятия и системная работа над навыками чтения и письма. Важно, чтобы родители знали: — если у ребёнка есть СДВГ, стоит проверить и навыки письма/чтения; — чем раньше начать поддержку, тем проще ему будет в учёбе и самооценке. Это не про способности ребенка, а про то, как мозг обрабатывает информацию. Мы в «Здоровом детстве» работаем с такими детьми комплексно — с вниманием, чтением, письмом, самооценкой. Главное — вовремя заметить и помочь
2 недели назад
Невидимая гиперактивность: почему у девочек СДВГ замечают реже СДВГ бывает только у мальчиков? Это стереотип. Да, у мальчиков это проявляется иначе. Он шумный, мешает, крутится, выкрикивает с места. Его замечают. Его — ведут к специалисту. А как проявляется у девочек? Тише. Намного тише. Грызет ручку, витает в облаках. Теряет вещи, забывает тетради, списывает у подруги, а потом ночью в слезах переписывает всё от руки, потому что «так нельзя». Конечно это не все описание СДВГ, я просто привожу примеры того как это может выглядеть и выглядит это по-разному. У девочек это менее очевидно, но не менее разрушительно.  У девочек преобладает невнимательный тип (раньше — ADD):  – не сильно отвлекаются, а просто «уходят в себя»  – забывают простые вещи  – мечутся между заданиями  – боятся сделать ошибку  – прячут растерянность под перфекционизм А ещё у них раньше формируется социальная маска: «будь удобной». Они учатся казаться собранными. Улыбаться. Сидеть тихо. Девочки с СДВГ часто приходят к нам с жалобами не на симптомы СДВГ, а с такими:  – «не могу учиться»  – «болит живот, тошнит» (тревога)  – «ничего не довожу до конца» Поэтому девочек с СДВГ не меньше, просто их реже водят к психиатру — потому что нет «поведенческих проблем». Клиника «Здоровое детство», здесь все о ментальном здоровье детей и взрослых.
2 недели назад
Подборка приёмов: как помочь ребёнку с СДВГ почувствовать себя нужным в классе  1. Дайте небольшую роль. Ответственный за тетради, маркеры или порядок на парте — это формирует ощущение, что от него что-то зависит.  2. Вовлекайте с самого начала. Спросите первым: «Что мы делаем на уроке?» — ребёнку важно почувствовать, что его мнение тоже важно.  3. Используйте «точки успеха». Начинайте с лёгких вопросов, где он точно знает ответ. Это снижает тревогу и задаёт тон урока. 4. Отмечайте вклад. Не только «он сделал упражнение», но и «он помог другим начать работу без отвлечений». Для ребёнка это огромный стимул.  Эти приёмы просты, но меняют атмосферу: ребёнок перестаёт быть «нарушителем порядка» и становится частью класса.
4 недели назад
«Смех продлевает жизнь» Вы часто слышали это утверждение, но так ли это? И «да» и «нет» одновременно. Но обо всем по-порядку. Сам смех не продлевает жизнь и не является волшебной таблеткой, но… мы считаем это лекарством без побочных эффектов. Мы выписываем и назначаем вам принимать его на ежедневной основе и вот почему… 5 причин, почему смех полезен для здоровья 1. Снижает стресс Смех уменьшает уровень кортизола — главного гормона стресса. Меньше тревоги → крепче нервы. 2. Укрепляет иммунитет Во время смеха активируются клетки-«охранники» (NK-клетки) и повышается уровень антител. Организм лучше справляется с вирусами и инфекциями. 3. Заботится о сердце Смех улучшает кровоток и расслабляет сосуды — почти как лёгкая пробежка, только приятнее. 4. Продлевает молодость мозга Смех активирует дофамин и эндорфины, улучшает настроение и помогает поддерживать когнитивную гибкость. 5. Сплачивает людей Совместный смех усиливает чувство близости, а хорошие отношения — один из главных факторов долголетия. Даже если вы чувствуете усталость и вам «сейчас вообще не до смеха» не упускайте возможности улыбнуться. Вы удивитесь, но узники концентрационных лагерей делились как они в своих обстоятельствах смеялись и как им это помогало.
4 недели назад
Могут ли дети с РАС инициировать дружбу? Это очень интересный вопрос, потому что иногда специалисты говорят, что если ваш ребенок первый идет на контакт, то значит это точно НЕ расстройство аутистического спектра. Это не совсем так, давайте разберемся вместе. Меня зовут Трофимова Наталья, я психиатр для детей и взрослый. Дети с РАС тоже инициируют первый разговор, но часто это выглядит не так, как ожидают взрослые или сверстники. У таких детей могут быть готовые шаблоны для начала общения. Например: «Привет, я Ваня, давай дружить». Другой ребенок соглашается, а дальше инициатор… теряет интерес. Или ждет, что игра пойдет строго по его правилам: «Мы играем в догонялки. Я убегаю, ты ловишь». Он убегает, его ловят — и всё, цикл обрывается. Продолжить или подстроиться под чужие предложения он не всегда может. Шаблонные фразы и сценарии могут быть позаимствованы у родителей, услышаны в мультике или подсмотрены в песочнице  Но в отличие от нейротипичных детей, которые гибко адаптируют «сюжет» игры, ребенок с РАС чаще застревает в одной-двух ролевых схемах. Бывает так, что есть две любимые игры у ребенка, например, «мама-кошка, а ребенок мышка» или вечные бои подушками с папой. Ни один сюжет не развивается, ролевой игры нет. С ровесниками он не вступает в полноценное взаимодействие: может наблюдать, но не включаться. Интересно, что нередко дети с РАС идут играть со старшими. Те снисходительнее относятся к правилам ребёнка и соглашаются на догонялки «по сценарию Вани». Формально — общение есть. Но если спросить родителей подробнее, выясняется, что со сверстниками игры всё равно не складываются: им непонятно, почему «дружба» состоит только из одной и той же догонялки, а речевые особенности мешают объяснить свои намерения. Так что дети с РАС действительно могут инициировать дружбу, но инициатива часто сводится к однообразному приглашению, без умения развить или поддержать отношения. Это конечно просто особенность обработки социальных сигналов. Догонялки по сценарию Вани — это тоже дружба, просто в отличии от нейротипичных детей, у Вани нет гибкости мышления, всё очень стройно и структурировано. Если вам понравился пост, то нам будет приятно получить обратную связь
1 месяц назад
«Мне страшно начинать tаблетки…» Мы слышим это почти каждый день: «А вдруг подсажусь?»«Я не хочу быть овощем»«Это уже край, да?»«Я не пsих, мне не нужны анtидепрессанты» Знаете, что объединяет все эти фразы?Sтрах.Sтрах, который мы впитали из фильмов, от чужих рассказов, из устаревших мифов. А теперь правда: — Антидепрессанtы не забирают личность. Они не превращают в zомби. Не ставят штамп «пsих». — Они помогают жить. Когда мозг не справляется — это костыль, чтобы вы снова встали. Не для вечности. Для поддержки. — Они не делают заvисимым. Это не наркотики . Не «подсяду». Это индивидуально подобранная помощь. Если вы давно:— не можете спать— живёте с tревогой внутри— чувствуете, что «жить невозможно»— изо дня в день держитесь на последнем дыхании Вы не обязаны справляться самостоятельно и в одиночку!  Помощь существует.  Tаблетки — это не враг.  И ты достоин жить, а не выживать. Если вам действительно нужна помощь, и тянуть все на себе уже невмоготу — ждем вас на прием в «здоровое детство»
2 месяца назад
02:31
1,0×
00:00/02:31
10 месяцев назад