Найти тему
Статьи
Нашла мультфильм «Маленький принц» 2015 года. Начало меня заинтриговало: девочка не поступает в престижную школу, после чего мама переходит к «Плану Бэ» и покупает дом в районе школы. А дальше девочка получает от мамы «план жизни»с расписанием занятий по минутам. Только так можно подготовиться к школе и ко взрослой жизни, по мнению мамы. Когда смотришь на это все, оно вызывает только отторжение, хотя история явно утрированная. А между тем я для своих детей тоже строю планы. Занятия, кружки, домашнее задание, почитать, порешать, выучить, написать…Кажется, что надо дать как можно больше именно сейчас. Когда дочке был всего год, я решила, что ей нужны «развивашки». Мы тогда пошли на занятия по системе Монтессори. Ира 40 минут осваивала один «объект»: 1) методично засовывала мячик в деревянное отвестие в крышке ящика, 2) выдвигала ящик, 3) вытаскивала мячик, 4) задвигала ящик, 5) повторяла действия 1-4 в разной последовательности. Я успела за это время рассмотреть и пощупать все игрушки, черепашку, понаблюдать за остальными детьми (которые тоже успели потрогать все), детально рассмотреть вид из окна и сменить положение тела раз 15. В конце занятия на мои вопросы и попытки сравнить дочку с собой в детстве мудрый педагог спокойно сказал: «Дети нам даны, чтобы что-то понять». Все чаще вспоминаю эту фразу.
2 года назад
«Отрочество» Л. Н. Толстого.  Что это за период - отрочество? Почему в книге Толстого так много «воды» и всяких размышлений? Смотрим на каждую главу и выделяем в ней самое важное, движущую силу. Рисую линию сюжета, над нею и под - зигзаги, как на кардиограмме. Ребята не соглашаются. Они говорят, что «Отрочество» слстоит из заплаток, кусочков материи, сотканных вместе только потому, что они принадлежат одному человеку. Ребята переносят структуру повести на свою жизнь: у них тоже все «отрывками», «кусками». На единой черной линии возникают цветные вставки - это один вариент метафоры. Вмпышки салюта на пасмурном небе - второй вариант. Кажется, что эти метафоры емче, чем долгие описания и попытки объяснить, что тебя волнует.
2 года назад
Что было бы, если бы в нашем языке не было числительных? Ребята на уроке предположили массу последствий: от банальной невозможности посчитать что-либо, определить год, день, любую важную дату до краха экономики вообще. Правда, были и те, кто написал, что без чисел мы бы были счастливее. А ведь есть племя, в языке которого числительных нет. Это индейцы пираха. Они живут сегодняшним днем, не ведя календари, не отмечая даты, не считая количество и не планируя. Для них важен момент «здесь и сейчас». Иногда их называют самыми счастливыми людьми в мире. Нам же представить русский язык без числительных сложно. Эти слова ведут свое начало еще из праиндоевропейского языка (например, девяносто, сто). Числовое значение у нас выражают и существительные (двойки и тройки), и прилагательные (девятиметровый), и глаголы (удвоить), и наречия (впятером). Мы считаем слова, буквы, звуки, как будто бы числовое значение для нас - это проявление объективности, достоверности. Например, любые критерии без точных цифр кажутся нечестными и субъективными. 
2 года назад
Как задать вопрос о времени, к которому нужно что-то сделать? Ко скольки прийти? В котором часу? Во сколько? Чаще всего слышу фразу: «Ко сколькИ мне нужно прийти?» Опрос среди детей тоже показал тенденцию говорить именно так. Вероятно, тенденция использовать застывшую форму слова скольки обусловлена тем, что его часто относят к наречиям. И это не удивительно, на конце-то О. Да и вообще окончания часто «съедаются» при произношении в живой речи. Между тем слово сколько лингвисты относят  к числительным (Русская грамматика, 80) или к вопросительным местоимениям (Е.И.Литневская). В обоих случаях слово склоняется как прилагательное, поэтому верно сказать: «Ко скОльким..?» Для меня это было открытием. Быть может, пора менять литературную норму?
2 года назад
Занимать ли каждый день ребёнка занятиями? Утром - школа, днём - уроки, вечером - кружки. Театральная студия, робострой, английский, бассейн… раз в месяц Третьяковка. Отказаться от чего-то сложно, потому что все подобрано со смыслом, все нравится. Все нужно для/из-за чего-то. Но тогда вечерами у дочери нет, например, возможности 50 минут рисовать маленькую бабочку, потому что просто хочется столько и так. Недавно попалась книга психолога М. Чиксентмихайи «Поток». Автор пишет: «По мнению мыслителей прошлого, человек может осознать свой потенциал только тогда, когда ничего не делает. Греческие философы считали, что мы становимся по-настоящему людьми именно в свое свободное время, посвящая его собственному развитию: обучению, занятию искусствами и политической деятельностью». Может, лучше оставить больше свободного времени на возможность осознания того, что сделано за день? Может, самостоятельные занятия важнее, чем придуманные кем-то? А может случиться и так, что свободное время пройдёт впустую, и это станет привычкой.  Пока для себя определила вывела такой критерий: если занятия проходят в удовольствие, после них нет срывов и желания упасть, то не бросаем их.
2 года назад
Мам, я сегодня сказала папе Леши, что его сын готовится ко 2-му классу. А что это значит? Лёша у меня хотел списать, чтоб не остаться в 1. А я не дала. У меня ступор. Хочется сказать и про «жалко что ли», и про «ябедничать плохо», да и вообще про первостепенность хороших отношений с одноклассником. Но дочь мне вовремя говорит о том, что ей вовсе не жалко. Она просто не хочет, чтобы Лёша вырос «глупым». Лёша же не понимает ее лучших намерений. Поэтому ей и пришлось обходными путями завести разговор с его папой. Не знаю, как воспринял слова моей дочери папа мальчика. Но думаю, что с такой осознанной позицией уже в 7 лет   по отношению к простому списыванию есть шанс. Шанс приучиться самостоятельно думать с детства. Не спрашивать соседа или коллегу каждый раз, когда что-то не получается. А самому искать ответ. Ошибаться и начинать заново, перечитывать и разбираться. Задавать вопрос по существу, а не ради перекладывания задания на кого-то. Шанс дойти до культа академической честности. Хочется в это верить. Правда, для этого взрослым, в том числе и мне, надо перестать реагировать привычными,  бессознательно возникающими в голове фразами. Может быть, тогда у нас не будет повального плагиата? 
2 года назад