Братья и сестры! Святая Церковь ныне призывает нас к тихой, глубокой радости – памяти святых отцов семи Вселенских Соборов. Это не просто воспоминание о собраниях, но память о чуде сохранения Божественной Истины, о том, как Дух Святый действовал в соборном разуме Церкви, дабы чистое учение Христово не было разлито человеческими мудрованиями. Представьте себе ту соборную молитву, то духовное напряжение. Собирались не просто ученые, но прежде всего – святители, молитвенники, исповедники. Их сердца горели любовью ко Христу и ревностью о Его Церкви. Они несли с собой опыт подвижничества, слезы покаяния, твердость веры, закаленную в гонениях. Первый Собор в Никее встретил бурю арианства, дерзнувшего объявить Сына Божия тварью. Казалось, основа веры колеблется. Но восстали исповедники во главе с Афанасием Великим, и прозвучало, как набат: «Единосущный Отцу»! Так была утверждена вера в Божество Сына. На Первом Константинопольском Соборе новая опасность – духоборчество, низводившее Духа Святого до твари. Восстали светильники – Василий Великий, Григорий Богослов. Их богословие, рожденное в молитве, провозгласило Духа «Господом, Животворящим», равнопоклоняемым Отцу и Сыну, явив миру учение о Святой Троице. Ефесский Собор отразил нападение на тайну Боговоплощения. Несторий пытался разделить Христа на «две личности», умаляя достоинство Девы Марии. Пламенный святитель Кирилл Александрийский обличил заблуждение. Торжественно исповедана Пресвятая Дева Богородицею, ибо Она родила Бога во плоти, оградив тайну спасения. Халкидонский Собор встретил ересь монофизитства, растворяющую человечество Христа в Божестве. Святые отцы нашли богодухновенные слова: Христос познается «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» как истинный Бог и истинный Человек, утвердив полноту человеческой природы во Христе – залог нашего искупления. Последующие Соборы (Второй и Третий Константинопольские, Второй Никейский) продолжили святое дело охранения Истины. Они боролись с опасными заблуждениями, включая отрицание человеческой воли Христа (монофелитство) и богоборческое иконоборчество, пытавшееся отнять у верующих видимые, благодатные образы невидимого мира, эти окна в горняя, утверждающие реальность Воплощения. Что же даровали нам святые отцы? Движимые Духом Святым, они ясно выразили апостольскую веру, защитив ее как драгоценный сосуд. Они дали нам точные слова – догматы для исповедания непостижимых тайн. Благодаря их стоянию, мы знаем, Кому поклоняемся и во что веруем. Дорогие братья и сестры! Память эта – призыв к благодарности и подражанию. Благодарности отцам, потрудившимся и пострадавшим ради чистоты веры. Подражанию – не в учености, но в главном: в ревности об Истине, в любви к Церкви, в смиренном послушании ее соборному разуму, в чистоте сердца. Их объединяла любовь ко Христу и верность Его Церкви. Они явили, что Истина – дар Духа Святого, живущего в Церкви. Будем же достойными чадами Церкви! Храним переданное учение как светильник на пути ко спасению. Учимся у отцов соборности духа, смиренномудрию и непоколебимости в истине. Да помолятся они о нас, немощных, у Престола Вседержителя, да укрепит нас Господь в правой вере и благочестии. Святии отцы семи Соборов Вселенских, молите Бога о нас, наследниках немощных! Аминь. Приглашаю вас в наш православный Telegram-канал Присоединяйтесь и укрепляйтесь вместе с нами во Христе! Ссылка: t.me/...tuy Буду благодарен, если вы будете пересылать это приглашение тем, кому оно может быть полезно. С Богом!
6 дней назад