Найти в Дзене
«Франческа, ты несчастней всех видений! Волнует сострадание мне кровь… Поведай же: когда ты угадала В себе свою неясную любовь И чувство непонятное узнала...» Сразу две «Франчески да Римини» ждут нас 25 сентября на открытии филармонического сезона! Первой из них – симфонической поэмой Чайковского – когда-то, в 1921-м, открылась Петроградская филармония. Автор второй – Борис Тищенко – сам не раз выходил на сцену Большого зала. О Тищенко, его филармонических концертах и премьерах, об образах Данте Алигьери в его творчестве, читаем на историческом сайте. Открытие сезона
4 дня назад
Три истории: Поль Паре, Антонио Янигро и Владислав Пьявко
Вот и осень… Чтобы продлить ощущение лета, рассказываем, как истории, случившиеся в отпуске, повлияли на судьбы героев афиши прошлого: Поль Паре, Антонио Янигро и Владислав Пьявко. Летом 1919-го публику французского курорта Котре развлекал сборный оркестр под управлением никому неизвестного Поля Паре. В оркестре в период своих отпусков играли музыканты из разных симфонических коллективов страны, через них слух о невероятно талантливом дирижере распространился в Париже, что кардинально изменило его дальнейшую жизнь...
1 неделю назад
Скорбим об уходе Родиона Константиновича Щедрина и вспоминаем вехи биографии большого композитора и близкого, важного человека, чья судьба была тесно связана и с нашими залами, и с многолетним художественным руководителем филармонии Юрием Хатуевичем Темиркановым. На фото: ▪️(1,2) 15 января 1959 года. Первое выступление Родиона Щедрина в Большом зале Ленинградской филармонии. ЗКР, дирижёр Карл Элиасберг. Фото из архива Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. ▪️(3,4) 24 декабря 2017 года. Концерт к 85-летию композитора. ЗКР, дирижёр Юрий Темирканов. Последнее появление Родиона Щедрина на сцене Большого зала. Фото: Анна Флегонтова Больше исторических фото – по ссылкам ниже. Официальный некролог Филармоническая биография Родиона Щедрина на сайте «Столетие филармонии»
2 недели назад
«Наше приношение Маэстро» 24 августа концерт Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева завершил Большой летний музыкальный фестиваль «Сириус». «Программа закрытия фестиваля объединила известные сочинения Чайковского. Это в том числе – посвящение Юрию Хатуевичу Темирканову. К каким-то из этих произведений он впервые обращался еще в самом начале карьеры, а Четвертая симфония стала одним из последних сочинений, которым он дирижировал. Этот концерт – наше приношение Маэстро», – отметил Николай Алексеев, главный дирижер филармонии. В рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» с 19 по 24 августа ЗКР дал четыре концерта: ключевые выступления прошли под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева, оркестром также дирижировали Александр Сладковский и Алексей Ньяга, солистами выступили тенор Витторио Григоло и скрипач Павел Милюков. Теперь ЗКР и главный дирижер филармонии Николай Алексеев отправляются в Нальчик, где выступят в рамках «Темиркановских вечеров» – одного из крупнейших музыкальных событий Кабардино-Балкарской Республики, посвященного памяти ее всемирно известного уроженца, выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Фото предоставлены пресс-службой Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус». Подробности – на сайте.
2 недели назад
До открытия филармонического сезона – ровно месяц! «Две буквы "о" в его фамилии, как оправа очков, лишь прикрывают его сущность. Он не был круглым. В нем была квадратура гармонии. Линия лица его уже начала оплывать, но все равно сквозь него проступали треугольники и квадраты скул, носа, щек. Если права теория о неземном происхождении жизни, то он был ключом трепетного света, невесть почему залетевшего в наш быт, его даже воздух ранил...» – так описывал Андрей Вознесенский Дмитрия Шостаковича в период его работы над Сюитой на слова Микеланджело Буонарроти. Композитор просил Вознесенского сделать новую редакцию переводов сонетов, но в итоге написал 11 частей сюиты на стихи в переводах Абрама Эфроса. Премьера камерной версии сочинения состоялась в Малом зале Ленинградской филармонии 23 декабря 1974 года в вокальном вечере Евгения Нестеренко. А 25 сентября 2025 года, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Сюита прозвучит в исполнении Бориса Пинхасовича и Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева. О первом исполнителе сочинения Евгении Нестеренко. Билеты на открытие сезона. Иллюстрация: Одна из работ Александра Траугота, представленных на выставке "Время Шостаковича" в фойе Большого зала. Фото: Анна Флегонтова #100летие_филармонии
2 недели назад
Делимся фото с одного из выступлений Заслуженного коллектива России на Большом летнем музыкальном фестивале "Сириус": 21 августа под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева оркестр исполнил Первый скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича, солировал Павел Милюков, также прозвучали Первая "Классическая" симфония и Сюита "1941 год" Сергея Прокофьева. Фестиваль завершится 24 августа программой из сочинений Чайковского. По словам главного дирижера филармонии Николая Алексеева, концерт станет посвящением Юрию Темирканову. Фото: пресс-служба фестиваля "Сириус"
3 недели назад
Заслуженный коллектив России и главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев отправились на гастроли. В ближайшие дни оркестр даст четыре концерта на Большом летнем музыкальном фестивале "Сириус". Ключевые выступления пройдут под управлением Николая Алексеева: 24 августа фестиваль завершится кульминацией - монографической программой из сочинений Чайковского, 21 августа прозвучат Симфония № 1 Прокофьева и Первый скрипичный концерт Шостаковича, солист - Павел Милюков. Также в "Сириусе" оркестр выступит под управлением Александра Сладковского, солист - тенор Витторио Григоло, и под управлением Алексея Ньяги. 28 и 29 августа ЗКР выступит в Нальчике, родном городе Юрия Темирканова, в рамках "Темиркановских вечеров": под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучит программа из музыки Прокофьева и Чайковского, солист - Дмитрий Хрычев; сочинения Бриттена, Римского-Корсакова, Сен-Санса, Элгара и миниатюры современных композиторов ЗКР исполнит под управлением Алексея Ньяги и главного дирижера Музыкального театра Кабардино-Балкарской Республики Азамата Лакунова.
3 недели назад
160 лет со дня рождения Александра Глазунова
Его «Торжественная увертюра» стала первым сочинением, посвященным Придворному, оркестру – нынешнему Заслуженному коллективу. С его записи начинается знаменитая «Золотая книга» – альбом автографов великих музыкантов, выступавших в филармонии. В Большом зале – тогда еще зале Дворянского собрания – состоялся его композиторский дебют: в марте 1882 года здесь прозвучала Первая симфония Александра Глазунова. Автору было 16 лет. На этой неделе, 10 августа, мы отмечаем 160 лет со дня рождения композитора! Глазунов Александр Константинович – русский композитор, дирижер, педагог...
1 месяц назад
Микис Теодоракис в Ленинградской филармонии
Нынешним летом вся Греция бесконечно танцует сиртаки, а в концертных залах и на открытых сценах страны постоянно звучит музыка Микиса Теодоракиса: год 100-летия со дня рождения композитора Греция объявила «Годом Теодоракиса», Греческий национальный банк выпустил монету с его портретом, греческие кинематографисты принялись снимать масштабный байопик о его жизни, а кульминация торжеств назначена на 29 июля – день рождения музыканта. Отметим эту дату и мы, вспомнив о гастролях Теодоракиса в Ленинградской...
1 месяц назад
Творческая биография Исаака Стерна
Музыкант невероятного таланта, человек неуемной энергии, Исаак Стерн гастролировал по всему миру, устраивал судьбы молодых музыкантов (при его поддержке начинали свой путь Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Йо-Йо Ма), в эпоху «культурной революции» выступал в Китае, в 1991-м во время войны в Персидском заливе играл на скрипке, надев противогаз в Израиле, а в период «холодной войны» первым из американских музыкантов приехал с концертами в СССР… О поворотах судьбы Исаака Стерна, его связях с российскими...
1 месяц назад
СКАЗКА В РИТМЕ ДЖАЗА Для многих знакомство с симфоническим оркестром начиналось именно с этой истории. «Петя и волк» Сергея Прокофьева — не просто сказка, а настоящая экскурсия по тембрам: птичку изображает флейта, грациозную кошку – кларнет, крякающую утку – гобой. Теперь обновлённая версия этой сказки познакомит с другим оркестром — джазовым. 21 июля в Большом зале Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана и актёр Виктор Добронравов откроют Второй международный Санкт-Петербургский джазовый фестиваль джазовым спектаклем «Петя и волк» с аранжировками Кристины Крит. Это настоящее музыкальное приключение: для тех, кто давно влюблён в джаз, и тех, кто только открывает для себя его язык. Быть в зале Полная программа фестиваля
1 месяц назад
Мадригал – музыкально-поэтический жанр, возникший в Италии в эпоху раннего Возрождения. А еще – название множества вокально-инструментальных ансамблей, появившихся в разных странах в XX веке на волне интереса к старинной музыке. Многие из этих ансамблей приезжали с концертами и в Большой зал Ленинградской/Петербургской филармонии. О них – в статьях нашего исторического сайта: О «Мадригале» Андрея Волконского Об австрийском любительском хоре «Мадригал» Об испанском вокальном квартете «Мадригал» и его основательнице Лоле Родригес Арагон О чешском ансамбле «Пражские мадригалисты» и его руководителе Мирославе Венгоде И даже… о филиппинском хоре «Мадригал», он выступил в Ленинграде в 1976 году.
1 месяц назад