Бог и Пеликан
46
подписчиков
Авторский канал философа и педагога Алексея Чернова.
Отзыв на проповедь протоиерея Андрея Ткачева "Свой не поможет, Чужой спасет".
Я согласен с отцом Андреем: только чужой нас спасет! Чужой образ Христа (католический, атеистический, протестантский, психоаналитический и т.д.) спасет привычный нам образ Иисуса. Свой же только потопит! Что мы и видим на практике: Церковь замкнулась на самой себе и топит себя. Но, конечно, отец Андрей не допускает подобной обратки своих же тезисов к себе самому. Еще я бы хотел сказать, что Христос-извне, о котором учит отец Андрей - это есть объективация Христа, о которой так хорошо писал в свое время Бердяев...
Иисус - это полнейшая десакрализация. Когда Иисус говорил о Себе: вот, здесь Тот, Кто больше храма, больше Соломона и больше Ионы - Он сознательно покушался на сакрализацию иудеев, на их святыни. Почему? Потому что Он видел, что сакральное закрывает для людей живой опыт богообщения. Здесь дело не в той или иной сакральности (по типу: иудейская сакральность - дурная, а вот христианская - правильная), но в токсичности самой категории сакрального. И христианство вышло на арену истории как десакрализирующая сила. Главное таинство – Евхаристию - Иисус совершает в светском помещении. И главная жертва приносится не в священном иерусалимском храме, а на позорном языческом кресте. Иисус - это полнейшая десакрализация. Никакой иерархии: самый бОльший - это ребенок! Никаких Писаний: Он мало их цитирует и Сам ничего не написал (думаю, принципиально). Никаких ритуалов чистоты\нечистоты: Он прикасается к покойникам и к нему прикасается женщина, у которой идут месячные. И все это, всю сакральность, христиане благополучно вернули в Церковь. И иначе не могло быть, потому что массы хотят сакральности - для них это единственная возможная форма встречи с Богом. Но Иисус, мне кажется, Он не об этом...