Найти в Дзене
В гостях у Мейергольдов
В царской России Пензенская губерния являлась аграрным районом зерновой специализации, где сельское хозяйство было основной сферой занятости населения. В годы обильного урожая, излишки собранного зерна после отправки основной партии в регионы и заполнения элеваторов, перерабатывали на местных заводах в спирт. В 1859 году, когда по Пензенской губернии, как и по всей России, прокатилась волна «питейных бунтов», коммерческий представитель торговой компании «Скотт и Вилькенс»[1], Николай Семёнович Лесков публикует свои «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)»...
11 месяцев назад
А.В. Лентулов и ранний авангард
Аристáрх Васи́льевич Ленту́лов (1882 Чёрная Пятина —1943 Москва) — русский и советский художник, живописец, сценограф, декоратор. Один из родоначальников русского авангарда. В феврале 1986 года в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого состоялось открытие мемориального музея Аристарха Васильевича Лентулова. Экспозиция напоминала театральную сцену, словно декорированную самим художником. Здесь и солнце на прозрачной ткани, и женская фигура с полотна автора из московского музея им. Бахрушина, и рояль, и ноты, и палитра с красками...
11 месяцев назад
Воззвание Минина к нижегородцам
В канун Дня народного единства и Казанской иконы Божьей Матери, вспомнилось мне давнее, ещё в советские годы посещение города Горький (Нижнего Новгорода) и дома Сироткина (здания НГХМ), где в отдельном павильоне находится историческое полотно художника Константина Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». Произведение посвящено знаменательному событию в истории города и всей страны — созданию народного ополчения, спасшего в 1612 году Москву и всю Русь от иноземных захватчиков...
11 месяцев назад
Секреты архаичных головных уборов. Мокшанская панга
Происхождение народа мокша всё ещё остаётся загадкой. Однако не мало историков склоняется к тому, что этот древний народ ещё в VII веке до нашей эры проживал на территории Центральной России и является потомками племён, создавших городецкую культуру. Традиции народа сохранили свою самобытность и после того, как на их территорию пришли скифы, а затем сарматы. Племена лишь обогатились некоторыми особенностями культуры скифов и сармат. В XII веке мокшанский князь Пуреш сумел объединить разрозненные...
1 год назад
Секреты архаичных головных уборов. Эрзянское панго
Исторически так повелось, что два разных финно - угорских субэтноса мокша и эрзя носят общее название мордва. По одной из версий, когда-то целостный народ разделился. А по другой, наоборот, два разных народа были искусственно объединены в один. Но в любом случае, совершенно точно, что оба субэтноса веками жили рядом, разговаривали на разных наречиях одного языка и соблюдали похожие традиции. А традиции эти своими корнями простираются в глубокую древность, туда, где в III в. до н.э. Сарматы в высоких...
1 год назад
Секреты архаичных головных уборов. Кичка рогатая и сорока
Невозможно понять красоту и суть такого сложного убранства, как кика, не зная русского фольклора, не понимая народной философии. Поэтому стоит, думаю, начать с небольшого отступления. В бытовой жизни русского народа всегда присутствовали два божества: Волос (Велес) и Макошь (Мокошь). По традиции, ведущей своё начало ещё с доисторических времён (иранский зороастризм, пермский звериный стиль и др.) божества изображались в двух ипостасях: в виде животного (зооморфной) и в виде человека (антропоморфной)...
1 год назад
Секреты архаичных головных уборов. Кокошник и горлатная шапка
Самым известным старинным русским головным убором является кокошник. Этот искусно украшенный традиционным русским орнаментом веер, который плотно обхватывает голову, скрывая волосы, напоминает гребень, отсюда и название: «кокош» на древнерусском языке «курица - наседка». Все, что находилось выше плеч национального костюма человека, символизировало верхний мир. Поэтому кокошник, как и другие головные уборы на Руси, выполнял не только декоративную фукцию, но и служил оберегом от воздействия злых потусторонних сил...
1 год назад
Абашевское чудо
На ярмарке народных промыслов, устроенной в Наровчате в честь дня рождения Александра Куприна подхожу к мастеру Абашевкой игрушки Владимиру Ворожейкину. Столик заставлен разноцветными глиняными фигурками разного вида и размера, казалось бы, выбирай, на любой вкус. Но я ищу определённую, с ёлочкой на голове. Спрашиваю у постоянно занятого лепкой из глины художника: - а почему у вас оленя с ёлочкой нет? - Не с ёлочкой, а с Мировым древом, - поправляет меня мастер. Не успеваю лепить, расхватывают в первую очередь...
1 год назад
Торговый дом «Е.Ф. Мартышкина сыновья»
К началу 1870-х годов, крестьяне Мартышкины из деревни Наумкино надумали строить солодовенный завод в Пензе. Свой первоначальный капитал Егор Фёдорович Мартышкин, будучи наумкинским крестьянином, получил от общины. С помощью общинников строились солодовни, амбары и водяные мельницы. А собранное зерно с надельных земель перемалывалось, проращивалось и реализовывалось тоже сообща. Но вот появилась перспектива получения банковского кредита от государства для расширения своего дела, и крестьяне деревни Наумкино поспешили этим воспользоваться...
1 год назад
Крестьяне Мартышкины из села Наумкино
«Словно ласковая нянька, Моя гальку на песках, Не спеша струится Няньга В ивняковых берегах … И ромашками пропахнув На ходу пригнув лозу Вырывается с размаху В васильковую Узу» (Н.М. Почивалин) На перекрёстке двух дорог Узинской (Мокшазаровской) на Самарскую Луку и Пензенско-саратовской, на пересечении рек Няньги и Узы (приток Суры) со второй половины семнадцатого века начала строиться деревня Наумкино. Это было время, когда возводилась засечная черта с Дикой Степью. Мордовские мурзы[1] вместе...
1 год назад
Поволжские Мартышки
Не поверите, но ещё до революции одной из самых распространённых фамилий в Среднем Поволжье была фамилия Мартышкины. Эту забавную на слух фамилию носила коренная в этих краях мордва, предки которой были перекупщиками зерна у крестьян с целью оптовой перепродажи его купцам. Их-то в этих краях и называли «мартышками». Но причём здесь неведомое в Поволжье животное? Разберёмся. Вообще, в Поволжье посредник между мелкими продавцами и купечеством с крупными торговыми оборотами носил название «прасол»...
1 год назад
Образ медведя в древней культуре
Медведь, который всегда прав По мнению Б.А. Рыбакова - археолога, Академика РАН, одного из самых влиятельных деятелей советской историографии, культ медведя является самым первым и распространённым в истории человечества. Доказательство этому находят от Эльбы до Урала, а также в «царских курганах» лесной и частично в степной части Скифии и Крыма. На Руси образ медведя связывали c силой пробуждения природы, которая может длительное время находиться в спячке, а затем преображается. Великая сила этого...
1 год назад