В романе Жюля Верна "Таинственный остров" описывается интересный способ определения высоты. Его описание может пригодиться для креативного урока геометрии в восьмом классе по теме "Подобие треугольников". Давайте прочитаем.... "Юноша, стараясь научиться возможно большему, последовал за инженером, который спустился с гранитной стены до окраины берега. Взяв прямой шест, футов 12 длиною, инженер измерил его возможно точнее, сравнивая со своим ростом, который был ему хорошо известен. Герберт же нес за ним отвес, врученный ему инженером: просто камень, привязанный к концу веревки. Не доходя футов 500 до гранитной стены, поднимавшейся отвесно, инженер воткнул шест фута на два в песок и, прочно укрепив его, поставил вертикально с помощью отвеса". "Основания обоих треугольников были измерены с помощью того же самого шеста, высота которого над поверхностью песка равнялась десяти футам, оказалось, что расстояние между колышком и шестом - 15 футов, в расстояние между колышком и подошвой стены - 500 футов." "Инженер взял плоский камень, принесенный им из прежних экспедиций, нечто вроде шиферного сланца, на котором легко было нацарапать цифры остроконечной ракушкой. И на этой аспидной доске Сайрес Смит составил следующую пропорцию: 15:500=10:х 500х10=5000 5000/15=333,33 Следовательно, высота гранитной стены равнялась тремстам тридцати трем футам." 1 фут = 0,3 м, значит, в метрах высота стены составила сто один с половиной.
3 года назад