Статьи
5 прочтений · 2 недели назад
ЭНГЕЛЬС И ЕГО РУСОФОБИЯ Ф. Энгельс - выдающийся человек, один из основоположников марксизма, но в вопросах отношения к славянам, к русским он, к сожалению, разделял предрассудки и высокомерие многих европейцев. Прошло почти 200 лет, а европейцы всё такие же. Корни русофобии глубокие... Вот что Энгельс писал в немецкой газете: Фридрих Энгельс о славянах, русских России. Как хорошо, если бы посол Сибирской республики вручал в Париже свои верительные грамоты! Конечно, это очень приятные перспективы... Немцы отвоевали на севере у славян прежде немецкую, а впоследствии славянскую область от Эльбы до Варты...Эти славянские области полностью германизированы. Но что указанное завоевание было в интересах цивилизации, — этого никто до сих пор не оспаривал. Русским обеспечена ненависть всей Европы и кровавая революционная война всего Запада против них. Мы знаем теперь, где сконцентрированы враги революции: в России... Панславизм из символа веры превратился теперь в политическую программу, имея 800 000 штыков в своем распоряжении. Он ставит Европу перед альтернативой: либо покорение её славянами, либо разрушение навсегда центра его наступательной силы — России! Тогда борьба, «беспощадная борьба не на жизнь, а на смерть» со славянством, предающим революцию, борьба на уничтожение и беспощадный терроризм — не в интересах Германии, а в интересах революции! Написано Ф. Энгельсом 14—16 февраля 1849 г. Напечатано в «Neue Rheinische Zeitung» ______________________________________________ Обратите внимание на явное противоречие в рассуждениях Энгельса: он, с одной стороны, говорит о ненависти к русским, о беспощадной борьбе с ними, со славянством. А с другой, заявляет, что эта борьба "не в интересах Германии, а в интересах революции". Где революция, а где нация? Совершенно разные "субстанции". Сегодня русские против революции (как это было в 1849 году), а завтра (в 1917 году) они в авангарде революционного движения. Вопрос о революции ситуативен, а вопрос о нации - сотни-тысячи лет! Когда смешивают вопросы нации и революции, то и получается что-то вроде гитлеровской национальной революции. Ведь именно так Гитлер называл свою "революцию"! Самое интересное, всего за год до этой своей откровенно русофобской публикации Энгельс вместе с Марксом опубликовал выдающийся интернационалистский документ "Манифест Коммунистической партии", который завершался знаменитым призывом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Энгельс не мог не знать, что Россия развивается, индустриализируется и, соответственно, становится такой же, как развитые в промышленном отношении страны Европы. Энгельс использовал против славян ещё один аргумент: цивилизационный, что де европейцы, германцы - цивилизаторы, а славяне, русские - дикари, варвары... Одним словом, весь набор русофобских аргументов. А ведь весьма образованный и по-своему очень глубокий мыслитель.
6 прочтений · 2 недели назад
Нашел в интернете интересную мысль Шопенгауэра: «Никто не может видеть выше себя. Этим я хочу сказать, что человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом. Если последний у него очень невелик, то даже величайшие духовные дары не окажут на него никакого действия, и в носителе их он подметит лишь одни низкие свойства, то есть слабости и недостатки характера и темперамента». — Артур Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости -------------— Шопенгауэр как всегда категоричен и поэтому не совсем прав. Человек с ограниченными способностями может чувствовать в другом нечто большее, чем он сам. Например, многие любят гениальную музыку Бетховена, хотя сами могут быть вполне заурядными, так сказать, не хватающими звезд с неба. Если верно утверждение, что «понять гения может только гений», — значит каждый человек, если он понимает гения, — несет в себе искру гениальности, в чем-то конгениален. Очень многие простые люди восхищаются замечательными мыслями великих философов, улавливают их глубину и значимость. Более того, люди с ограниченными способностями часто тянутся к великим, пытаются им хоть как-то соответствовать. Вообще, нет чисто черного и чисто белого, а есть сложная палитра человеческих способностей, от самых ограниченных, вплоть до идиотизма, — к вполне вменяемым-развивающимся способностям. Между малыми и великими есть много промежуточных звеньев, есть целая пирамида способностей. Есть просто способные люди, есть таланты, малые и большие, есть просто гении, просто выдающие или великие, а есть величайшие. И еще. Как-то очень неуважительно Шопенгауэр высказался о людях с "невеликим умом", что де в обладающих великими духовными дарами они подмечают "лишь одни низкие свойства , т.е. слабости и недостатки характера и темперамента". Откуда он это взял, из личного опыта? Да, есть категория людей, которые плохо думают о других, у которых спектр оценок сдвинут в негативную сторону (так называемые всёплохисты, брюзжащие, нытики). Но зачем обобщать? Среди простых людей, даже с "невеликим умом", достаточно здравомыслящих, которые вполне уважительно относятся к великим мира сего. Шопенгауэр в этом высказывании фактически придерживается модной в 19 веке теории "героев и толпы". Одним словом, этот его "афоризм" мудростью и не пахнет.
14 прочтений · 2 месяца назад
Иммануилу Канту триста лет!
ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОЙ РУКОПИСИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ Иммануил Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкого классического идеализма, один из величайших философов. Он родился в Кенигсберге (ныне — Калининград), был типичным кабинетным ученым-философом, никогда не выезжал за пределы города. Его жизнь делится на 2 периода: 1. Докритический. В этот период Кант писал научные работы о земле, о небе, выдвинул гипотезу о происхождении Земли. Он предположил, что Земля изначально не была такой, какой она есть сейчас...
14 прочтений · 4 месяца назад
Пушкин: любовь к отеческим гробам / Пушкин и Лермонтов: разное отношение к Родине
Сейчас в России много говорят о ценностях семьи. Это хорошо. Но недостаточно! Нужно говорить также о ценностях рода. Семья в современном понимании может быть и без детей или с одним только ребенком. А это значит, что акцент на ценностях семьи не решает принципиально вопрос хотя бы о простом воспроизводстве жизни, о продолжении рода. Нужно пропагандировать ценности рода! Здесь две стороны вопроса: 1) нужно привлечь внимание к прошлому рода, т. е. воспитать уважение в людях, в обществе к родителям...
12 прочтений · 6 месяцев назад
УСПЕХ НЕ ОКОНЧАТЕЛЕН, НЕУДАЧА НЕ ФАТАЛЬНА Нашел в интернете интересное высказывание Уинстона Черчилля: «Успех не окончателен, неудача не фатальна: главное — мужество продолжать». — Здесь неявно действует правило золотой середины. Не надо от успеха с ума сходить, почивать на лаврах, бронзоветь, и не надо от неудачи рвать на себе волосы, бросаться в омут. Одним словом, не надо крайностей.
40 прочтений · 5 месяцев назад
К столетию со дня смерти В. И. Ленина
В ноябре была издана моя книга "ЛЕНИН: ЗА и ПРОТИВ. Критические заметки" (114 с.). Затем, 3 декабря, я презентовал книгу на книжной ярмарке Нон фикшн в Гостином дворе возле Кремля. 18-го декабря я выступал с презентацией книги о Ленине в магазине Достоевский на Воздвиженке. Устал ужасно, но был счастлив. Презентация была рассчитана на один час, но в итоге читатели не отпускали меня почти три часа, до закрытия магазина. Электронный текст книги можно скачать на моем сайте: http://balashov44.narod...
20 прочтений · 6 месяцев назад
НЕ ГОВОРИ ЛИШНЕГО. ТРИ СИТА СОКРАТА К Сократу прибежал человек и говорит: — Послушай, я должен тебе сказать, что твой друг… — Подожди, подожди — говорит Сократ — просеял, ли ты то, что хочешь сказать, через три сита? — Какие? — Первое — это сито правды. Ты хочешь сказать, это правда? — Не знаю, я так слышал. — Достаточно! А просеял, ли ты это через сито доброты? Действительно то, что ты мне хочешь сказать — это что-то созидающее или доброе? — Не знаю, наверное, нет. — Тогда просеем через ещё одно сито, так ли необходимо, что бы ты мне об этом сказал? — Нет, необходимости в этом нет. — А, значит, если в этом нет ни необходимости, ни правды, ни доброты, не обременяй ни меня, ни себя. На сайте «ПРИТЧИ» один остроумец дал ироничную интерпретацию этой притчи о трех ситах: Анонимный Один человек подбежал к Сократу и говорит: — Сократ, Сократ! Там люди говорят... — Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита. — Три чего? — Прежде чем что-нибудь нести ерунду, нужно это трижды просеять. Сначала сито правды. Ты уверен, что это правда? — Ну, я сам не видел, но люди-то шумят, говорят... — Ага, значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда второе сито — сито доброты. То, что ты хочешь сказать - хорошее? — Ну уж нет! Точно нет. — Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Итак, третье — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать? — Знаешь... - человек почесал голову, - Походу уже нет. Потому что, пока мы тут говорили... — Итак, — перебил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить? Человек подумал-подумал, махнул рукой да и пошел восвояси. А чуть поодаль люди так и продолжали бегать, крича "У Сократа дом горит! У Сократа дом горит!" Лев Балашов: Анонимный остроумец своей ироничной интерпретацией притчи и ее концовкой рассмешил. Ничего не понял он в этой притче. Любая притча, как и правило, имеет исключения, ограничения. Нельзя притчу распространять абсолютно на все случаи. Иначе, как в той поговорке: заставь дурака богу молиться, он весь лоб расшибет. Вообще надо помнить: нет ничего абсолютно абсолютного. Всякое абсолютное в известном смысле относительно. Абсолютное и относительное ограничивают друг друга. ____________________________________________________ КОММЕНТАРИИ Алена Мадлен о притче Сократа "Не говори лишнего. Три сита": Всегда задаю себе вопрос: а ЗАЧЕМ это говорить (или писать), ЗАЧЕМ??? Мой ответ: Алена Мадлен, Ваш вопрос из разряда: а зачем жить? Эту притчу Сократа "Три сита" я поместил в своей книге "Занимательная философия". Один умник прислал мне пародию на притчу Сократа, что де когда Сократ озвучивал эти свои три сита, его дом сгорел, поскольку прибежавший хотел сказать, что дом Сократа горит... (см. выше эту пародию). И мне стало грустно. Получается, всё можно опошлить и обгадить, любую мудрую сентенцию. Притча Сократа - философская, рассчитана не на каждый случай. Да, бывают исключительные ситуации, когда нет времени думать, а надо говорить-действовать немедленно. Но ведь эта притча философская и знакомятся с ней, как правило, в спокойной, не чрезвычайной ситуации. Человек, ознакомившийся с этой притчей Сократа, наматывает, так сказать, на ус, запоминает вплоть до заучивания, до печенки. И в нужный момент мудрость, заложенная в притче, выстреливает мгновенно, помогает человеку во время сориентироваться, не наделать глупостей.
20 прочтений · 6 месяцев назад
ПРИДУМАЛ НОВУЮ ФИЛОСОФСКУЮ ЗАДАЧУ на ТЕМУ О ПЕРЕМЕНЕ УБЕЖДЕНИЙ: Известна история с Савлом, который стал Павлом. Из гонителя христиан он превратился в их защитника, в апологета христианства, т.е. поменял свои убеждения на прямо противоположные. Его послания христианам попали в Новый Завет. С другой стороны, у нас в России все знают историю с генералом А. Власовым. В первый период Великой Отечественной войны он стал героем битвы за Москву, был даже любимцем Сталина. Но потом генерал перешел на сторону врага, нарушил воинскую присягу и служил до конца войны гитлеровской Германии. То есть генерал Власов изменил своим убеждениям, стал предателем Родины. В одном случае перемена убеждений со знаком плюс, в другом — со знаком минус. Видимо, прав Гегель со своим тезисом «Истина конкретна», что не бывает абстрактной истины. — Что Вы думаете по поводу этой перемены убеждений? Неужели убеждения, формирующие личность человека, не так прочны? ________________________________ КОММЕНТАРИЙ. Убеждения по самому своему смыслу есть нечто прочное, устойчивое, конституирующее личность человека. Они, как правило, формируются раз и навсегда. Без убеждений нет личности, как в том афоризме: "Человек без убеждений подобен флюгеру; куда ветер подует, туда и он". Для перемены убеждений нужны очень серьезные основания. Я не говорю о том небольшом количестве людей, которые меняют убеждения как перчатки. Эти люди вертопрахи и просто несчастные, перекати-поле. Еще одна особенность убеждений: они, как правило,со знаком плюс. А убеждения человеконенавистнические, например, антисемитские - они маргинальны, патологичны по своей сути, находятся на периферии, на краю, за пределами человеческого.
26 прочтений · 7 месяцев назад
18-го декабря в 19.00 состоится моя встреча с читателями в магазине Достоевский, Воздвиженка, д.1 (напротив Манежа сзади). Состоится презентация книги "Ленин: за и против. Критические заметки" с демонстрацией слайдов. Вход свободный.
46 прочтений · 7 месяцев назад
О лозунге "Железной рукой загоним человечество к счастию"
Из дневника Работал над подготовкой к презентации книги о Ленине в магазине "Достоевский". Изменил текст с лозунгом «Железной рукой загоним человечество к счастию". Поискал в интернете более точную информацию об этом лозунге. Не нашел концов, т.е. где и когда лозунг был публично вывешен. Нет достоверных сведений. И насчет авторства Троцкого не нашел подтверждения. Ниже приводится картинка, на которой лозунг приводится с орфографией до 18-го года. На Соловках уже писали лозунги с новой орфографией, без ять...
22 прочтения · 7 месяцев назад
Книга "Ошибки и перекосы категориального мышления"
Готовится к изданию книга: Балашов Л. Е. Ошибки и перекосы категориального мышления. 2-е издание, перераб. и доп. М., 2024. — 263 с. В книге ставится вопрос об ошибках и перекосах категориального мышления. Применительно к ошибкам мышления обычно говорят о логических ошибках. Однако, если внимательно посмотреть на то, что называют логическими ошибками, то можно увидеть, что в этом предмете синкретически присутствуют или смешиваются принципиально разные ошибки: чисто логические ошибки, связанные с...
66 прочтений · 7 месяцев назад
Абсолютизм и релятивизм - ошибки категориального мышления
Эпиграф Гегель говорил: "Ложно лишь то, что абсолютизируется". — Мне представляется: нельзя абсолютизировать и относительность. В триаде «вещь—свойство—отношение» абсолютизм делает акцент на вещи (безотносительном, безусловном, цельном, устойчивом, общем), а релятивизм — на отношении (относительном, условном, изменчивом). Абсолютизм близок монизму, холизму, квалитатизму, субстанциализму, инфинитизму, объективизму, догматизму... Релятивизм близок плюрализму, партикуляризму, квантитатизму, финитизму, субъективизму, скептицизму...
Видео