Репост
Обучение на фортепиано в ДШИ и ДМШ. Анна Сидорова
19
подписчиков
Здравствуйте, уважаемые подписчики! Меня зовут Сидорова Анна Вячеславовна. …
Репост
Репост
Репост
Репост
Репост
Репост
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Музыкальная память относится к главным музыкальным способностям человека! Это способность человека к запоминанию и последовательному воспроизведению. Память зависит от свойств нервной системы. Музыкальная память - один из главных факторов в искусстве исполнения. Ученик с хорошей памятью значительно скорее разучивает произведение, накапливает музыкальные впечатления, чувствует себя увереннее на эстраде и во время исполнения лучше выявляет свой замысел. Выделяют 4 вида памяти: 1. Двигательно - моторная (память на игровые движения и действия) 2. Образно - слуховая 3. Вербально - логическая 4. Эмоциональная или эффективная. Все виды памяти во время работы взаимодействуют между собой. Но основной исполнительской памяти является слухо - двигательная память. Запоминание пианистических движений опирается на мышечную память. Для улучшения качества запоминания должны быть осмыслены тональность, модуляция, драматургический план развития, фактура, голосоведение, игровые особенности.
МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД РИТМОМ. В этом материале я выделила основные способы работы над музыкальным ритмом. 1. Просчитывание музыки. И. Гофман писал: "Счёт имеет неоценимую значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма, лучше, чем что - либо другое". 2. Дирижирование. 3. Игра в ансамбле. 4. На ранней стадии обучения: ритмические карточки, ритмизирование словесного текста. 5. Использование характерных пьес: марш, вальс. Частая ошибка - играть с выделением сильных долей такта. Необходимо, чтобы ученик с первых лет обучения примчался хорошо ощущать размер пьесы, выразительное значение сильных долей, являющихся во многих произведениях кульминационными звуками мотивов и других более крупных построений. Важно с самого начала приучать ученика исполнять произведение не по фактам, а по фразам, то есть исходя из музыкально осмысленных членений формы.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИТМ - ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ ЗВУКОВ ВО ВРЕМЕНИ. В продолжении темы о главных музыкальных способностях, логично поговорить о ритме... Ритм - одно из важнейших выразительных элементов музыкальной речи. Ритм тесно связан с метром. Опорой музыкального чувства ритма должен быть двигательно - моторный аппарат. Хорошая надёжная техника влияет на развитие чувства ритма. Три главных элемента, которые образуют чувство ритма: - темп; - акцент (ощущение опорных долей); - соотношение длительностей во времени;
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ относится к главным музыкальным способностям. А это значит,что его необходимо постоянно развивать! Музыкальный слух - это природная способность человека воспринимать, различать и воспроизводить высотные, метроритмические, динамические соотношения звуков. Музыкальный слух имеет несколько разновидностей: - звуковысотный; - тембро - динамический; - ладовый (гармонический и мелодический); - внутренний; КАК РАЗВИВАТЬ СЛУХ? Необходимо добиваться, чтобы вся работа за инструментом протекала при неустанно контроле слуха. Методы в работе: - интервальное интонирование; - очень выразительно проигрывания мелодии в отрыве от сопровождения; - систематическая работа над мелодиями различных типов и различной протяжённости, начиная с попевок, до методических контуров целого произведения; - воспринимать ладовые функции аккорда, характер вертикали, общать внимание на гармонические ходы, модуляции, кадансы, разрешения; - делать попутный гармонический анализ произведения при проигрывании; - импровизировать; - подбор гармонического сопровождения; - прослушивание фортепиано, симфонический, вокальной музыки; - игра в ансамбле; - подбор музыки по слуху; - транспонирование; - прослушивание малоизвестных произведений, одновременно следить по нотам.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ? Определять музыкальные способности нужно уметь на разной стадии развития ученика. И у начинающего, и у ученика любого класса (например, по игре ученика, по мышлению в разборе, по выразительности исполнения на академических концертах, в общении). Но каким же образом следует проверять музыкальные данные у начинающего музыканта? - предложить повторить голосом несколько взятых на инструменте звуков; - прохлопать ряд ритмических фигур; - спеть песенку (с аккомпанементом и без); - угадать количество нажатых клавиш; - предложить упражнения на координацию. Желательно проверить физическое строение руки. Руки должны быть мягкими, ладони широкими, пальцы упругими, подвижный 1 - й палец. Определение способностей должно проходить в менее официальной обстановке. Пусть ребёнок почувствует, что он пришёл в школу, чтобы заниматься интересным делом. Надо помнить, что на основе первого знакомства иногда не легко вынести достаточное суждение о музыкальных способностях. Обычно это удаётся сделать лишь в процессе работы с учеником, когда постепенно складывается представление о возможностях развития способностей.