Найти тему
Статьи
Бунт и история
Русский художник Василий Иванович Суриков в 1881 году представил культурному миру одно из своих великих произведений живописи на историческую тему – «Утро стрелецкой казни». Картина определена интересной и сложной композицией с раскрытием психологии художественно выразительных образов в историческом времени – царствование Петра I в конце XVII в. Рассмотрим пространственное отношение, образованное на картине Храмом Василия Блаженного и стенами Московского Кремля. Храм Василия Блаженного, заложенный...
11 месяцев назад
Даймон Сократа – Демон Врубеля
Сократ в диалогах Платона говорил, что иногда его к рассуждению приводит явление в сознании, которое он называл даймон – по-гречески означает «божество». Даймон останавливал внешнее проявление жизни для Сократа, превращая античного мыслителя в застывшую скульптурную фигуру на длительное время в течение дня или ночи. В этот момент Сократ в пространстве культурного инобытия совершал в беседе с даймоном интеллектуальное прочтение мира человеческих поступков и людской жизни через категорию прекрасного, которую в искренности проявлений социальной реальности не находил...
11 месяцев назад
Репин и бурлаки
Картина И. Репина «Бурлаки на Волге» – исконно русский мотив! Тяжесть впечатления от произведения определена не изображением «каторжного» труда и выразительностью лиц бурлаков, а созерцательным наблюдением за процессом реального действия самого художника, объединившего избранных персонажей на полотне через замысел художественной композиции «простой» народной жизни. Краткий экскурс письменного текста статьи не создает условия для развития полноты изложения данного жанра, обратимся к очевидному, но не слишком явному...
11 месяцев назад
Былинное распутье
В. М. Васнецов оставляет на картине один путь для Ильи Муромца:«Как пряму ехати — живу не бывати…»! Слова «живу не бывати» указывают на сферу небытия, к которой ведет прямая дорога, и которую иногда путают со смертью! Смерть – неизбежный удел любого живого существа, смерть не может напугать былинного русского богатыря. Куда более страшное пространство – небытия жизни! Небытие начинается с исчезновения культурного смысла, прямо как на картине – разбросанные, непогребенные кости, указывающие на забвение праха, поросшие мхом древние заветы...
11 месяцев назад
Последний Мастер с «любовницей» Маргаритой
Фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина. Интернет-ресурсы критической мысли формируют общее мнение, что фильм не воплощает замысел произведения Михаила Булгакова. Тем не менее, подобные критические высказывания не являются фактом отрицания художественной выразительности произведения. Картина вышла на российские экраны и привлекла своих зрителей, определив в пространстве эстетики свою аудиторию. В чем же заключается главная идейно-художественная суть произведения кинематографа, если...
1 год назад
Святая Троица. Андрей Рублев
Икона Святой Троицы была написана Андреем Рублевым в XV веке для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Догмат о Пресвятой Троице отражает в пространстве христианского религиозного понимания сущность проявления Господа: – в Боге раскрываются три лика (ипостаси): Отец, Сын и Святой Дух, каждый лик Пресвятой Троицы определен единством Великого замысла, но при явлении перед душой верующего каждый из ликов обладает и собственной ипостасью (собственным ликом) перед бытием. Святая Троица, воплощенная...
1 год назад
«Пролетая над гнездом кукушки» или идейно-эстетическое послесловие
Фильм кинорежиссера Милоша Формана по роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» (One Flew Over the Cuckoo’s Nest) вышел на экраны в 1975 году. Кинолента завоевала в пяти номинациях премии «Оскар» и «Золотой глобус» и получила восторженные отзывы критиков мирового кинематографа. Режиссерская работа и игра актеров фильма безупречна, талант Джека Николсона выдерживает все крупные планы, раскрывая сущность психологической драмы человеческого утверждения в структуре общества. Данный талант также...
1 год назад
Чебурашка или русский замысел эстетического воплощения (Послесловие к фильму)
Художественным основанием для фильма «Чебурашка» стал персонаж книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» (1966). Постепенно сюжет книги перешел в мультипликационную ленту Романа Кочанова под названием «Крокодил Гена» (1969) с многочисленными вариациями на данную тему от других мульт-режиссеров, а далее в киноленту с одноименным названием «Чебурашка» режиссера Дмитрия Дьяченко. Получилась эстетическая трилогия форм художественного текста, воплотившего необыкновенный образ, принимаемый с успехом...
1 год назад
Памятник А. Блоку «Последняя молитва»
В Санкт-Петербурге на улице Декабристов недавно был открыт памятник русскому поэту Александру Блоку. Авторами произведения искусства стали архитектор Иван Кожин и скульптор Евгений Ротанов. Художественный образ А. Блока, запечатленный в камне, просит непосредственного личного присутствия, которое раскрывает возможность принять приглашение к духовному смыслу (замыслу) монументальной скульптуры. Личное присутствие, конечно, не является необходимым, как любое произведение мировой культуры не является...
1 год назад
Земной путь всадников Апокалипсиса на гравюре А. Дюрера
А. Дюрер "Четыре всадника Апокалипсиса" (Изображение взято из свободных интернет-источников) В ракурсе философского обозрения рассмотрим гравюру с названием «Четыре всадника Апокалипсиса» – знаменитого немецкого живописца XV – XVI вв...
4 года назад
Философски-вопрошающее триединство или инкогнито Бэнкси в произведении «Девочка с шаром». Часть 3.
Вопрос третий: как проявляется и раскрывается психологическая особенность творческого акта в пространстве современного искусства на примере данного произведения? Каждое произведение в мире искусства имеет свое собственное бытие, обоснованное авторской идеей и материальной формой своего воплощения в тексте культуры. Бытие художественного произведения создает в глазах зрителей через гамму чувственного воображения иллюзорный мир. Способы и методы организации художественной формы, в зависимости от видовой принадлежности к искусству, – различны...
4 года назад
Три версии «Гендерного права» Перикла и Аспасии в эпоху могущества Афин V в. до н.э.
Он: Перикл принадлежал к поколению, выросшему и воспитавшемуся на плодах первых, великих побед греков над персами. Родился он в V в. до н. э. Его величие в стенах Афинского полиса зарождало легенду о нем уже среди его современников. Перикл был вождем афинской демократии, имел должность стратега и заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан. Он не боялся выступать против толпы, если под влиянием момента она хотела принять неверное решение. Она: Аспасия была родом из Милета, где до начала V столетия до н...
4 года назад