Закреплено автором
О Москве и не только
Самый длинный дом в Москве! Почему возникла такая махина, и что там находится?
119,6K · 1 год назад
О Москве и не только
Портрет Ленина на горе: почему его так и не смогли уничтожить?
12,1K · 1 год назад
Видео
Статьи
78 прочтений · 2 месяца назад
Московская парадная или мой мир не будет прежним. Не только в Питере имеются живописные подворотни, очаровательные проходные дворы, разнообразные дворы-колодцы, парадные со скульптурой и исключительным оформлением и многое другое. В Москве тоже есть, надо только знать места. "Дом Бояровой" имеет превосходную парадную. И это в Москве. Назван дом по первой владелице — крестьянке из Рязанской губернии Федосьи Бояровой. Кстати, то, что у неё был статус крестьянке, совершенно не означает, что она была не при деньгах. Некоторые представители крестьянского сословия имели за душой капитала побольше, чем у какого-нибудь купца. Такие вот были крестьяне до революции: могли себе забабахать доходный дом в центре города. Боярова была дама ушлая и в марте 1917 выставила дом на продажу. Чувствовалась, что в будущем начнутся крутые виражи... Зато впереди было ещё много весёлых дней, поэтому покупатель нашёлся практически сразу. Следующей владелицей дома стала генерал-майорша Софья Бельград, которая смекнула, что крутые перемены ещё ближе, а весёлых дней не предвидится, и уже через два месяца перепродала дом. Время начиналось мерзкое, и приходилось играть по мелкому. В деньгах она потеряла, но, как показало будущее, сумела сохранить хоть что-то. Новые владельцы — Мещанин Длугач и купец Ремез — поплатились за прямое, брезгливое отрицание реальности и надежду на лучшее завтра. Дом был национализирован, а в 1922 г. передан в ведение Жилищного товарищества коллектива рабочих 11-й типографии. На этом крутые виражи в истории дома кончились. Сейчас тут всё спокойно. Внутри стоят креслица и растения, создающие уют, и как-то органично это сплетено с торжественностью скульптур атлантов. А ещё дореволюционная керамическая плитка в превосходном состоянии. На экскурсии "По переулкам, подворотням и московским изогнутым улочкам" оказались с экскурсантами в парадной по приглашению вахтёра. Добрая женщина любезно пригласила толпу из 18 человек зайти вовнутрь и повосторгаться. Спасибо ей огромное!
68 прочтений · 3 месяца назад
Массовая жилая застройка глазами художников в советские времена. В СССР строительство жилых домов встало на промышленные рельсы, в связи с чем деревни, леса, просторы полей исчезали. На их месте вырастали одинаковые дома, превращая живописные территории в монотонное и эстетически непритязательное зрелище. Случалось, что человек оказывался в другом городе и обнаруживал себя в пространстве, абсолютно идентичным с тем, где он живёт. Настолько всё стало типовым и одинаковым (вспоминайте "Иронию судьбы"). Зато люди получали квартиры! При таком раскладе все эстетические притязания становились несущественными. И всё было бы хорошо, вот только на некоторые моменты не получалось закрывать глаза.👀 Некоторые улицы проектировались с чудовищными виражами. Дома могли быть построены качественно, а могли и не очень. Хорошо, если ванна и батареи установлены в квартире, ибо случалось, что они отсутствовали. Пойти и купить в новое жильë что-то недостающее - сложный трюк. И дело не в деньгах. Страшное слово "дефицит" правило балом. Люди пытались осознать себя в этой реальности. Получалось не у всех, и самоанализ сдавал свои позиции. Положение было весьма серьëзным, для некоторых даже трагическим. Оставалось лишь шутить, что получалось весьма неплохо. Кстати, пока мне не встречалось карикатур о современном массовом строительстве. Тут либо совсем не до смеха, либо всё обстоит хорошо и совершенно отсутствует повод для шуток.😉
61 прочтение · 3 месяца назад
Чем больше разрастались города, тем чаще в них не хватало жилья. Так происходило из века в век. Человечество придумало способ решить проблему — строить дома, собранные из элементов — недорогих, пластичных материалов, производимых в промышленных масштабах. Вроде бы всё здорово и прекрасно, только здания получались, мягко говоря, невзрачными. Они множились с невиданной скоростью, пожирая леса и луга. При таком раскладе ландшафтная архитектура вышла из чата: пространство для жизни становилось блёклым и унылым. Но никто не пенял... Тут уж либо жильё каждому, либо красота не для всех. Разве можно сделать так, чтобы и волки были сыты и овцы целы? Можно! Дома на Песчаных улицах, прозванные по фамилии создателя — «Розенфельдовскими», могли изменить этот невзрачный мир. Они отличались прекрасно подобранным цветом, орнамикой, декором и рузцовкой. На первый взгляд и не подумаешь, что они имеют что-то общее с «Хрущевками». На самом же деле бетонные детали и декоративные украшения изготовлялись на заводе, а на стройплощадке их оставалось только собрать. Удалось совместить несовместимое: красивые дома и быструю застройку. Раньше такого не бывало. Более того! Ландшафтная архитектура и рациональная структура улиц продумывались так, чтобы создавать гармонию пространства. У Зиновия Розенфельда получилось реализовать проект недорого, быстро и красиво. Поражены были все: от Союза архитекторов до руководства страны. Поговаривали, что в Союзе архитекторов предлагали выколоть ему глаза, дабы Зиновий не повторил подобное где-либо. И даже голосование устроили… К счастью голосов набралось немного, и Розенфельд продолжал творить, застав и лужковскую эпоху. А почему такие дома не стали повсеместным явлением,и вместо них появились блёклые «коробки» для жилья?
44 прочтения · 3 месяца назад
На заре существования СССР большевики задались целью создать одежду которая всех уравняет. Даром, что ли, сам Карл Маркс в "Капитале" советовал искоренить: "человекоубийственные, бессмысленные и ветреные капризы моды"? Одежда по задумке должна была быть крайне удобной и функциональной. Вот чтобы в ней можно было и в театр, и в поля, и на работу. Универсальный комплект одежды, пригодный для любых видов деятельности, который можно носить круглый год. Владимир Татлин предложил вариант "Одежды-нормаль": 1. свободный крой, (типа оверсайза сейчас), дабы человека ничего не сковывало. 2. Носить эту одежду можно круглый год за счёт сменяемых подкладок. И всё дешёво, и без дефицита! 3.Наиболее подверженные износу части костюма были съемными и легко менялись. Верили, что личность формируется во взаимодействии с материальным миром. Значит, этот мир достаточно сформулировать. Но тут наступило время НЭПа, и те, кто мог себе позволить, одевались стильно и на зарубежный манер. Этому способствовало появление товаров из-за бугра. Не захотели люди "Одежды-нормаль". Не возжелали советские граждане выглядеть одинаково. Напротив того! Многих интересовало то, что было в модных журналах, подборках с Уайлдбериз с реальными отзывами, групп "твой лук на каждый день" и т. п. (вспоминаем Эллочку из "Двенадцати стульев"). Я вспомнил об этой идее Татлина, которой вот уже сто лет, после того, как мне в уши влетел разговор двух парней. Оба шли в спортивных костюмах, на вид совершенно одинаковых. Один был в чёрном, другой в зелёном. Тот, что был в чёрном, делился радостью, что теперь у него не так заметны пятна, как на белом. Тот, что в зелёном, одобрительно сказал на это: "Ну да! Норм одежда! Я вот думаю себе тоже чёрный взять, чтобы не заморачиваться".
36 прочтений · 3 месяца назад
Есть ли необходимость в создании схемы метро с расставленными ударениями? Сегодня услышал, как станцию красной ветки (Сокольническая линия) обзывают Ольхова́я. И я не в первый раз слышу коверканье этого названия (ещё случается с Пыхтино, Боровское шоссе, Коньково и т.д.). Думаю, что отчасти это связано с тем, что по устаревшим правилам русского языка, ударение уезжает на предпоследний слог. А может тупо не заморачиваются с сутью и называют, как взбредёт в голову. А станция именно Ольхо́вая. Первая станция в московском метро, названная по роду дерева. Тут рядом и улица имеется с названием Ольховая. Хоть ольха впервые упоминается в топонимике метро Москвы, уже давно есть площадь, названная Елоховской. Ольху в былые времена называли ещё и елохой. Раньше, на месте станции метро Бауманская, было село Елохово. Но село назвали так не из-за дерева, а из-за ручья Ольховец, который протекал там, где ныне улица Ольховская. Поэтому будьте внимательны, когда вам потребуется улица Ольховая, ибо можно запросто оказаться на Ольховской. Это не единичный случай. Знал я одного гида, которому надо было забирать автобус с туристами с Дубнинской улицы, а он, не шибко вникая в название, увидел в буквах знакомую ему Дубининскую улицу. Он ещё порадовался, что не придётся долго ехать от дома, ведь до Павелецкой 20 минут на трамвае. Приехал, а автобуса с туристами нет!.. Кудрявая бестолочь была очень удивлена, что оказывается автобус находится в Бескудниковском районе. Directed by Robert B. Weide
42 прочтения · 3 месяца назад
Станция метро «Партизанская» сменила много названий. Изначально её планировали назвать «Стадион СССР», затем — «Стадион имени Сталина», но в итоге именовали — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». Через несколько лет название меняется на «Измайловская». Кажется, что на этом свистопляска с неймингом исчерпана? Не-а! Станцию снова переименовывают, и теперь она зовётся «Измайловский парк». Но и этому названию тоже было суждено кануть в лету: нынешнее наименование — «Партизанская». С момента открытия менялось не только имя, но и облик станции. Здесь планировали возвести «Центральный стадион СССР имени И. В. Сталина». Гигантское сооружение с трибунами на более чем 120.000 зрителей. Станцию метро создали трёхпутной, дабы можно было бы привозить и увозить большие потоки людей. Никакой давки, всё организовано и удобно. Но это в проекте. Случилось неожиданное — строительство заморозили. Впоследствии стадиона-гиганта не случилось и до 60-х годов стройка простаивала. Потом Борис Иофан значительно упростит проект, сделав небольшой стадион с довоенными остовами трибун. Раз нет главного стадиона, то и выход к нему не нужен, поэтому на «Партизанской» он всего лишь один. Станцию ввели в эксплуатацию в годы войны, в связи с чем итоговая реализация отличается от исходного проекта. Оформление посвятили теме партизанского движения. Вместо физкультурников установили скульптуры Матвея Кузьмина и Зои Космодемьянской. В рельефных элементах спортивную тему заменили оружие и лес. А ещё здесь монумент «Партизаны» и изображение Сталина с его цитатой: «Партизанам и партизанкам — слава». После развенчивания культа личности, имя Сталина, затем изображение Сталина и позже цитата Сталина отсюда исчезли. Все эти перипетии привели к частому переименованию станции и её визуальной недосказанности. Лишь в 2005 году появилось название «Партизанская», отображающее суть темы оформления.
70 прочтений · 4 месяца назад
В Переделкино работает легендарный "Бар-буфет" в Историческом корпусе Дома творчества. Место с интересной историей, ибо именно в этом баре кутили знаменитые литераторы. Атмосфера располагала поэта высказать искреннее мнение о строках другого поэта, рекомендуя печататься исключительно в журнале "Юность" (это было хуже, чем обматерить поэта последними словами). Здесь пылали страсти и зарождалась любовь. В этих стенах искатели протекции в мире писателей могли пробиться к могущественному мэтру сквозь толпу подлиз. В Переделкино не лишали надежды на надежду. Сильное место. Расположение бара специфическое: на цокольном этаже и вход в него с тыльной стороны здания. Если не знать, куда идти, то находишь не сразу. С пути сбивают другие варианты кафе и ресторанов, расположенных на территории. В них разный прайс, меню и атмосфера. Только в "Бар-буфете" есть кое что особенное! Керамические работы Зураба Церетели очень хороши! Цвет, контраст, изящность — всё в них идеально. Стены тут облицованы мрамором. По легенде, этот мрамор остался со строительства метрополитена, и, дабы добро не пропадало, стал украшением интерьера. Лепнина на потолке и мрамор дополняют друг друга. Панно вносят уют и оставляют простор для воображения. Искусственные цветы на столах и пластиковая зелень на зеркале спасают от погружения в грёзы об идиллии. Наверняка, пластиковая красота тут для создания контраста между прошлым и настоящим. Только выйдя на улицу, я осознал, что, возможно, всё гораздо сложнее. Искусственные цветы должны затеряться в мраморе и лепнине, как бы демонстрируя, что пластмассовый мир проиграл! Ведь место с историей важнее, чем напускной внешний лоск. Или это сугубо мои надежды? И я пытаюсь увидеть в ширпотребе концептуальность? В любом случае, после посещения есть о чём задуматься...
62 прочтения · 4 месяца назад
В Москве есть магазин с отличным подбором книг по архитектуре. Да и не только книг, тут есть всё необходимое для зодчих. Ведь этом магазин находится "Лавка архитектора"! Находится лавка на улице Рождественка. Бывший усадебный флигель Воронцовых в 1904 году перестраивает Шехтель и оформляет фасад керамическим панно с ренессансными арабесками. Кстати, панно сделаны руками учеников Строгановского училища. В прошлом тут располагалась выставка студенческих работ Строгановки (легендарное учебное заведение располагалась в это время в стенах нынешнего Архитектурного института). Арочный вход в лавку — часть бывших ворот ограды усадьбы. Обтекаемость линий, зачаровывающая цветовая гамма, разнообразие материалов, асимметрия — всё это сливается в гармоничное целое. И это целое прекрасно! Разве у Шехтеля получалось иначе?
37 прочтений · 4 месяца назад
В Калуге фрагментарно сохранились советские вывески. После того, как "Нерушимый" совсем разрушился, вывески стали восприниматься рудиментом прошлого. Особенно призывающие "Хранить деньги в сберегательных кассах". В начале 90-х никому и в голову не приходило, что вывески с такими надписями в перспективе могут являться культурным наследием. Однако, время всё расставило на свои места. Пришло переосмысление. И всё бы хорошо, вот только вывески эти исчезли. А в Калуге нашлась вывеска! Старая и потерявшая вид советская газосветная вывеска буквально заиграла яркими красками после реставрации. Мне очень нравится дизайн и шрифт! Мастерство советских дизайнеров восхищает! Отмечу, что инициатива реставрации исходит от главного архитектора города — Алексея Комова. Это не единичный случай восстановления советской вывески в Калуге. Об этом я напишу в другой раз.
39 прочтений · 4 месяца назад
Будущий лауреат Нобелевской премии по литературе Габриэль Гарсиа Маркес, приехал в СССР в 1957 году в качестве журналиста из Колумбии на Всемирный фестиваль молодежи и студентов.  Этот фестиваль стал событием года для всего мира. Этот фестиваль стал дыркой, зияющей брешью в железном занавесе, отделявшем советских граждан от остального человечества. Свои впечатления от советской столицы Маркес описал в очерке «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы Кока-колы!». Молодой журналист остался под впечатлением. Поначалу ему было многое непонятно: «В одном из московских банков мое внимание привлекли двое служащих: вместо обслуживания клиентов они с энтузиазмом пересчитывали цветные шарики, прикрепленные к раме. Позже я видел увлеченных таким же занятием администраторов в ресторанах, работников общественных заведений, кассиров в магазинах и даже продавцов билетов в кинотеатрах. Я обратил на это внимание и собирался узнать название и правила игры в то, что, как я полагал, было самой популярной в Москве игрой, но администратор гостиницы, в которой мы жили, объяснил: эти цветные шарики, похожие на школьные счеты, и есть счетные устройства, которыми пользуются русские.» Маркес составил отличный очерк, благодаря которому сопоставляешь взгляды иностранца и граждан СССР.
47 прочтений · 4 месяца назад
Дом по адресу Гагаринский переулок 15/7 очень нравился писателю Ивану Бунину. Построил его в 1815 году барон Владимир Штейнгель. Его арестовали и приговорили к 20-ти годам каторги за участие в подготовке восстания на Сенатской площади. Потом в доме жила семья Тургеневых. А с 1872 — московский судья Михаил Лопатин. Судья был не чужд искусству и возвёл традицию "лопатинских сред", на которых присутствовали известные писатели. Начал бывать и Бунин. Вот только интересовало его не обсуждение литературы. Он регулярно приходил из-за Екатерины Лопатиной, в которую, как ему тогда казалось, он был влюблён. Он и предложение руки и сердца сделал, но получил отказ.  Дело не в Бунине, просто Лопатина любила другого. Неизвестно, как сильно расстроил отказ Ивана Алексеевича. Через несколько месяцев он женился на другой. Спустя годы он понял, что никогда не любил Лопатину, а истинные чувства он испытывал... к дому! Вот что он вспоминал об этом: «Обычно при влюбленности, даже при маленькой, что-нибудь нравится: приятен бывает локоть, нога. У меня же не было ни малейшего чувства к ней, как к женщине. Мне нравился переулок, дом, где они жили, приятно было бывать в доме. Но это было не то, что влюбляются в дом оттого, что в нем живет любимая девушка, как это часто бывает, а наоборот. Она мне нравилась потому, что нравился дом.» Бунин всегда говорил честно. Я бы сказал, очень честно. Зато мы теперь знаем, какой дом нравился писателю.
32 прочтения · 4 месяца назад
Картина "Из окна Московского училища Живописи" написана в 1878 году Сергеем Светославским в студенческие годы. Он учился вместе с Исааком Левитаном и Константином Коровиным. Мы видим Церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (ныне на её месте театр Et Cetera) и прекрасный вид на Москву 19 века. Ничего общего с тем, что сейчас нет. Будто совсем другой город. Москва меняется и порою до неузнаваемости. Полноценно сохранился исторический облик здания, в котором написана эта картина. Дом Юшкова — образец допожарной Москвы. И сегодня в нём так же учатся художники.