Статьи
29 прочтений · 1 месяц назад
Творческое раскрашивание Для нас с сыном это одно из любимых творческих развлечений. Как-то раз я придумала и предложила ему такое занятие, оно его увлекло и захватило. С тех пор иногда практикуем. Нахожу в интернете и распечатываю контурные рисунки с изображением мужских лиц. Берём первое попавшееся лицо и придумываем, как мы будем его гримировать. В кого мы сегодня превратим этого мужчину? В клоуна, гнома, пирата, Деда Мороза, Кощея Бессмертного, смурфика, индейца с боевой раскраской? Обычно мы используем гуашь, потому что она непрозрачная и густая. Эта краска плотно покрывает поверхность и перекрывает линии исходного изображения. Это интересная деятельность, развивающая и моторику, и креативность с фантазией. Творческое задание побуждает ребёнка порисовать. Необязательно завершать рисунок за одно занятие. Работу можно растянуть на два-три подхода. Сфотографировала несколько работ для примера. Клоуна ребёнок рисовал лет в пять, а пирата мы гримировали недавно. Ещё у нас тут парень будто бы с аквагримом. Его мы где-то год назад делали.
84 прочтения · 3 месяца назад
Хочу рассказать об одной очень полезной игре на тетрадном листе. Она обладает широким развивающим потенциалом для старших дошкольников и младших школьников. Во-первых, игра, подобно таблицам Шульте, тренирует внимание и зрительное восприятие, способствующее улучшению навыка чтения. Во-вторых, она представляет собой упражнение для развития мелкой моторики. Два в одном. Для игры вдвоём потребуются только два тетрадных листа в клетку и ручки (либо фломастеры, карандаши). Сейчас я сама подготавливаю оба игровых листка, потому что ребёнок ещё маленький. Версия для участников постарше: каждый из игроков готовит лист самостоятельно, затем соперники обмениваются ими. В центре страницы чертим квадрат. О его размере игроки договариваются заранее. Сейчас я для себя делаю квадрат 20 на 20 клеток, а для ребёнка, скажем, 12 на 12. С одинаковыми по площади квадратами у него пока нет шансов обыграть меня. Вокруг квадрата хаотично располагаем цифры — допустим, от 1 до 35. Или, например, от 30 до 80. Как игроки договорятся. Необходимо заранее определиться, какой символ будет вписываться в клеточки квадрата. Это могут быть кружочки, крестики, диагональные палочки, галочки, какая-либо буковка или циферка и др. Символ можно менять от игры к игре. Ход игры. Перед игроками лежат листки с пустым квадратом посередине и с цифрами вокруг него. Первый игрок называет любую цифру из имеющихся на поле (у себя он обводит её кружком, чтобы не повторяться). Второй ищёт эту цифру у себя на листке. Пока он в поиске, первый изображает символы в клеточках своего квадрата. Второй игрок, найдя заданную цифру, помещает её в кружок и произносит: «Стоп!». Первый в то же мгновение перестаёт вписывать символы в квадрат. Теперь второй загадывает цифру и обводит её у себя. Пока первый ищет её на своём листке, второй изображает символы в квадрате. Чем дальше — тем легче искать. Потому что загадываются лишь те цифры, которые не были обведены. Взгляд скользит мимо кружков, их содержимое игнорируется. Побеждает тот, кто быстрее заполнит свой квадрат символами. Когда я была ребёнком, мы часто играли в эту игру с младшим братом. Вот вспомнила, теперь играю с сыном. Можно играть и втроём, и вчетвером. Один загадывает цифру, остальные одновременно ищут её у себя.
245 прочтений · 3 месяца назад
Домашний квест в день рождения (7 лет): путешествие по планетам
Отпраздновали мы очередной день рождения сына. Мальчику исполнилось целых 7 лет. Прямо с утра, по сложившейся у нас традиции, я провела для него квест с поиском подарков и торта. В этот раз у поисковой игры была космическая тематика. Завязка. Я показала сыну сообщение в своём телефоне, которое мне прислал подписавшийся Доброжелателем аноним. В сообщении было сказано, что торт и подарки похитили космические пираты. Они, по своему обычаю, спрятали похищенное на одной из планет, но на какой именно — неизвестно...
184 прочтения · 8 месяцев назад
Как подготовить ребёнка к письму
Можно заранее, ещё за год-два до школы, усадить малыша за прописи. Не может? Научим! Не хочет? Заставим! Терпение и труд всё перетрут. Пусть идёт в школу, умея выводить письменные буквы. Тогда прописи в первом классе не вызовут трудностей. Правильный подход? Вопрос является дискуссионным. Большинство психологов, однако, предостерегают от этой практики. Во-первых, написание письменных букв — процесс для маленького ребёнка очень сложный. Деятельность связана с огромным напряжением — как физическим, так и умственным...
77 прочтений · 9 месяцев назад
Буквы из пластин Лего Занятие, помогающее изучать буквы, тренировать мелкую моторику и развивать пространственное мышление. Выбираем узкие пластины мелкого конструктора Лего и предлагаем ребёнку собрать из них буквы. Можно также конструировать трёхмерные буквы из кирпичиков Дупло. Если малыш пока ещё плохо знает азбуку, выдаём ему образец (лист бумаги с изображенными буквами). В процессе снова и снова называем их, чтобы активизировать запоминание. Если ребёнок неплохо знает буквы, можно предложить ему собрать из Лего конкретное слово. Он должен сам определить, из каких букв оно состоит, и сконструировать их по памяти. Например, можно попросить малыша написать кличку питомца, имя мамы, название любимого мультфильма и т.д. Моему сыну нравится складывать буковки из Лего. Ему интересно посмотреть, что же у него в итоге получится. Однажды мы сложили его имя и оставили буквы на тумбочке. Через несколько дней в гости к сыну пришел друг — ровесник-шестилетка. Увидел буквы, прочел слово и сказал: «Ого! Твоё имя из Лего! Так классно! А давай моё сделаем?». Сидели и усердно складывали имя гостя. Справились. В общем, не только для моего занимательно. Попробуйте.
383 прочтения · 9 месяцев назад
Мозговой штурм для развития творческих способностей детей
Мозговой штурм — это метод решения задачи, не имеющей единственного верного ответа. Участники мозгового штурма должны сгенерировать как можно больше идей, то есть предложить максимальное количество ответов на поставленный вопрос. Метод применяется не только для решения профессиональных или учебных задач, но и в качестве развивающей игры. Игра эта может быть как групповой, так и индивидуальной. Мозговой штурм развивает творческое, дивергентное мышление у детей. Кроме того, игра способствует формированию уверенности в себе, поскольку одно из её главных условий — отсутствие критики...
91 прочтение · 10 месяцев назад
Мама прилегла отдохнуть, а ребёнок в это время занялся творчеством. Сам изготовил поделку — средневековую башню. Как выяснилось, сначала он хотел сделать стакан из пластиковой бутылки. Отрезал, поставил на стол, покрутил-повертел — и обнаружил, что перевёрнутый стакан напоминает башню. Концепция поделки изменилась: сын покрасил заготовку чёрной гуашью, вырезал дверь и окно. Да, неказисто, не особо старался. Но ребёнка я не упрекнула. Только удивилась и похвалила. Действительно порадовалась его творческой самостоятельности: сам придумал, сам реализовал. Мы с ним домиков из пластиковых бутылок не делали, так что это не повторение пройденного. Любая творческая инициатива должна приветствоваться. 
150 прочтений · 10 месяцев назад
Как сформировать у ребёнка здоровые пищевые привычки?
Моему младшему сыну шесть с половиной лет. Полагаю, я уже могу полноправно констатировать, что мне удалось привить ему любовь к здоровой пище. Нет таких овощей, которые бы он не ел (по крайней мере, из тех, что присутствуют на российском рынке). Даже, например, репку, редьку, сельдерей потребляет с удовольствием. Нет таких фруктов и ягод, от которых он отказался бы. Мой ребёнок ест мясо, рыбу, яйца, творог, бобовые, крупы, орехи. Не особо любит конфеты и редко вспоминает об их существовании. Если...
93 прочтения · 12 месяцев назад
Игра в деньговыдавателя (закрепление навыков сложения) Случаются у нас с сыном сюжетно-ролевые игры, в которые мы играем один-единственный раз и больше о них не вспоминаем. Но есть и такие, к которым мы возвращаемся снова и снова не протяжении не то что месяцев, а даже лет. Эти регулярные игры составляют нашу сюжетно-ролевую игротеку. Расскажу сегодня об одной из них — мы в неё уже года полтора играем. Она забавная и содержит дидактический компонент. В процессе игры ребёнок изучает и закрепляет состав чисел из нескольких меньших. Сюжет: кассир выдаёт зарплату жителям Зверограда. В роли кассира — ребёнок. А я — за всех зверушек, пришедших за получкой. Зверушки — мягкие игрушки. Однажды, когда мы доиграли в настольную игру с числовыми карточками («Ралли» от Джеко), мне захотелось ещё потренировать ребёнка в счёте, поэтому я предложила: «А давай как будто карточки с цифрами — это деньги. А ты как будто кассир. Будешь выдавать зарплату… своим мягким игрушкам». Сын сначала не понял, о чём я: «Какой кассир? Кассиры же в магазинах». Пришлось совершить короткий экскурс в историю: «Когда я была совсем молоденькой, а ты существовал лишь в мечтах, на работе мне выдавали зарплату наличными деньгами, а не переводили на карточку, как сейчас. Должность человека, вручавшего нам купюры и монеты, называлась «кассир». Сын сказал: «В магазине кассир берёт у людей деньги, а на работе — наоборот, выдаёт. Можно сказать, что он деньговыдаватель». С тех пор, желая предложить ребёнку эту игру, я так и говорю: «А давай в деньговыдавателя поиграем». Подготовка к игре занимает несколько минут. Я отбираю примерно десять мягких игрушек. Это те жители Зверограда, которые явятся за зарплатой. Раскладываю на полу 30-40 карточек с числами от 1 до 9. Лист бумаги превращаю в ведомость: в столбик печатными буквами записываю наименования зверушек, напротив — причитающиеся им суммы. Пока мы играем с числами в пределах 20. Итак, сын в роли кассира. Приходит первый получатель, здоровается и сообщает о цели визита. Кассир ищет его в ведомости, называет сумму и набирает её из чисел от 1 до 9. Вспоминает состав, подбирает слагаемые, пробует разные комбинации. В общем, это не очень простое для малыша математическое упражнение, воплощённое в игровой форме. Допустим, у Жирафа зарплата 19 рублей. Обычно сын сначала набирает десятку, потом ещё девять. Я не вмешиваюсь, но, когда сумма уже набрана, озвучиваю и другие возможные варианты (например, три шестёрки и единица или две девятки и единица). Потихоньку ребёнок запоминает разнообразные комбинации. Без диалогов, конечно же, не обходится. Каждый из пришедших сообщает кассиру, кем он работал в истекшем месяце. Например, Ёжик собирал урожай в саду; Жираф был мойщиком окон; Носорог и Пёс охраняли склады; Лошадка в парке катала малышей. Придумываю на ходу. Сын задаёт вопросы, интересуется подробностями. Словом, игра не сухая. Занимает около получаса. На фото: арифметическая игра «Ралли» от Джеко. Сыну нравятся именно эти карточки (потому что с дорогами и машинками).
108 прочтений · 1 год назад
Вы ещё не приобрели своему ребёнку конструктор «Знаток»? Тогда обязательно внесите его в список предстоящих покупок. Вещь, без сомнения, стоящая. Игра рекомендована для детей от 5 лет. Верхняя возрастная граница не обозначена. Мне, например, тоже интересно повозиться. Мой шестилетний сын стал обладателем этого конструктора месяца три назад. Почти ежедневно мы выделяем немного времени на сборку очередной схемы и/или на проведение интересного опыта. В один день мы, например, собираем схему «Дверной звонок». Ребёнок до вечера балуется с ним. На следующий день, поменяв некоторые детали, управляем звонком с помощью магнита и света. Подносим магнит к одному из элементов — звонок включается; убираем магнит — замолкает. Теперь меняем деталь и закрываемся в темной ванной. Светим фонариком на конструкцию — музыка играет; убираем свет — тишина. Магия! Но научно объяснимая. Занимается ребёнок с конструктором и самостоятельно: возвращается к простым начальным схемам и собирает собственными силами. Интерес пока не потерян. Наоборот: чем дальше — тем больше сын проявляет изобретательности. Пробует вносить коррективы в прилагаемые схемы и наблюдает за изменениями в работе конструкции. В чём состоит польза занятий с конструктором «Знаток»? В получении первичных сведений из области электронных технологий; в развитии любознательности, изобретательности, созидательности; в тренировке мелкой моторики. В общем, от всей души рекомендую — и для мальчиков, и для девочек. 
1,2K прочтений · 1 год назад
Что я читала пятилетнему ребёнку: список за второе полугодие
Отчитываюсь, что я прочитала ребёнку за второе полугодие его шестого года жизни. О прочитанном в первом полугодии писала здесь. Как обычно, в отчёт я включаю лишь те книги, с которыми ребёнок познакомился впервые. Конечно, мы регулярно возвращаемся к тому, что читали ранее. Перечитывание таит в себе особую прелесть — ведь это как встреча со старыми друзьями. Ребёнок радуется, если успел вспомнить и предсказать дальнейшие события, и удивляется тому, о чём забыл. Мне всегда интересно наблюдать за тем, как взросление меняет его восприятие...
208 прочтений · 1 год назад
«Летающий дом» Джеральда Даррелла Сейчас я дочитываю сыну эту книгу, и мне уже хочется рекомендовать её. Замечательная альтернатива географическим и зоологическим энциклопедиям для детей. Книга содержит приличный объем фактической информации, поданной в увлекательной сказочной форме. Сведения о животных в основном соответствуют истине. Вымышленный компонент — их способность рассказать о себе. Автор книги — англичанин Джеральд Даррелл — был натуралистом, путешественником, основателем и смотрителем зоопарка. Он обладал обширными знаниями в области зоологии, хотя и не имел специального образования. Изучению животных Даррелл посвятил всю свою жизнь. Он издал десятки книг и снял столько же документальных фильмов. «Летающий дом» — произведение, адресованное детям. Написано оно в жанре путевого очерка о вымышленном путешествии. Присутствуют свойственные жанру авантюрность, динамизм, отражение последовательности событий. В двух словах о сюжете. К подросткам — двум братьям-близнецам и их старшей сестре — прилетает двоюродный дедушка по имени Ланцелот. Прилетает не на самолёте, а на воздушном шаре с большой корзиной, представляющей собой бамбуковый дом в несколько этажей. Правда, в нашем переводе этот летательный аппарат назван дирижаблем. Не знаю, насколько этот термин верен в данном случае. Дедушка Ланцелот приглашает детей отправиться с ним в путешествие, чтобы помочь ему отыскать пропавшего брата. Дети долго не раздумывают. Из Северной Европы они летят в Африку, потом в Австралию, затем на Северный полюс, а оттуда в Америку. Благодаря чудесному порошку (плоду науки), они имеют возможность беседовать с животными. Ребятам удалось пообщаться со множеством самых разных представителей фауны: с верблюдом, крокодилицей, слонихой, гориллой, сумчатой мышью, коалами, кенгуру, утконосом, белой медведицей, оленем, овцебыками и др. Сюжет книги линейный. Приключения героев не отличаются разнообразием. В основном чередуются события, сформированные по одному шаблону: вылетели, приземлились, встретили животных, побеседовали, улетели. Но меняются места, меняется природа, встречаются новые животные, поэтому не скучно. Мы читаем «Летающий дом» с зоогеографическим глобусом под боком. Отслеживаем по нему перемещение героев от континента к континенту, от района к району. Радуемся, когда обнаруживаем на глобусе тех животных, которых герои встретили в книге. В процессе чтения ребёнок выучил названия континентов, находит их на глобусе. Сына особенно впечатлила история, рассказанная бизоном. Он поведал героям том, как пришедший в Америку белый человек истребил миллионы особей его вида. Такой драматичный эпизод. Ребёнок теперь планирует полететь в Америку и привезти оттуда пару-тройку бизонов, чтобы спасти их. Очень познавательная повесть. Настоящая энциклопедия для детей от 5-6 лет. Книгу у нас издаёт «Росмэн». Она небольшая по размеру: чуть больше формата А5. 155 страниц. Читается легко и быстро. Иллюстрации есть почти на каждом развороте.