Круто, но надо переписать!
3
подписчика
Сергей Богданов - сценарист.…
Вредные советы сценаристам по правовым вопросам
За те 11 лет, что я работаю в киноиндустрии не было ни одного договора, в котором было бы всё просто нормально. У нас как-то так сложилось, что приято считать сценаристов юридически неграмотными и впаривать им любые условия в договоре. Мол, никто своих прав не знает, этим можно пользоваться и делать, что душе угодно.
Дальше будут вредные советы по правовому регулированию отношений «Сценарист-Заказчик». Особенно важно, прочитать тем, кто только начинает свой путь в кино. Вредные юридические советы сценаристам. Договор он потому и называется «Договор», что в нем люди договариваются, и обе стороны вправе отстаивать свои интересы...
Помогают ли книги по сценаристике научиться писать сценарии? Как по мне очень спорная штука, потому что можно прочитать хоть сотню книг, но при этом ничего не писать. Будет ли тогда толк от книг? Сомнительно. Какая книга по сценаристике самая лучшая? Такая, чтобы прочитал и всё понял? Такой нет и вряд ли когда-нибудь появится. Дело в том, что сценаристика - это мега многословная штука, сплетенная из всего, что мы видим в жизни. И на кого-то «История на миллион долларов» может снизойти как просветление на Будду, а для кого-то это будет дикая нудятина (как для меня). И лично я не советую ее читать в первые года три обучения. И вообще «что русскому хорошо, то немцу - смерть». А еще книги по сценаристике в большинстве своем очень сложно написаны. Читать их трудно, ты спотыкаешься о кучу терминов, и пытаешься, прорубаясь мачете через тернии сотен страниц, понять так как же писать эти ваши грёбанные сценарии… Так почему бы не написать одну книгу, в которой бы собрали все правила как и что делать? Это невозможно) Правила отличаются не только на Западе и у нас. Они от студии к студии отличаются. Где-то пишут одним шрифтом и с одними отступами, а где-то другими. И тут мы приходим к выводу, что понять, как писать сценарии можно только на практике. Писать, получать фидбэк, переписывать, и так до пенсии. Вместо, а лучше вместе с чтением книг ускорить своё погружении можно, пойдя в киношколу, где мастер вам на пальцах будет объяснять как надо и как не надо. Как работает в индустрии, а как нет. Как оформлять сценарную запись, как писать диалоги, ванлайнеры, посерийники, эпизодники и прочие документы, без которых практически невозможно продавать свои проекты. А как же книги? Книги читать можно и нужно, но это поверх практики) Но лучше просто пишите. Ну, а теперь мой топ-5 (будь не ладны эти топы) книг по сценаристике, которые произвели на меня самое большое впечатление: 1. "Спасите, котика" (Блейк Снайдер) - это самая простая для восприятия книга и там есть понятная структура как писать полные метры, но для сериалов она не подходит) 2. "Дорожная карта шоураннера" (Нил Ландау) - это самая крутая, на мой взгляд, книга по сериалам. 3. "Скрытые инструменты комедии" (Стив Каплан) - самая крутая книга по комедии 4. "Восемь комедийных характеров" (Скотт Седитта) - если пишите комедию. 5. "Memo: Секреты создания структуры и персонажей в сценарии" (Воглер, Маккена) - тут выжимка из "Путешествия писателя" и "Тысячеликого героя" Бонус: 6. "Морфология волшебной сказки" (Пропп) - это прародитель "Путешествия писателя" и "Тысячеликого героя" 7. "Противоречие, перевертыш, парадокс" (Олег Сироткин) - очень простая и понятная книга от автора российских хитов. 8. "Что такое КВН?" (Марфин, Чивурин) - КВН вроде бы никак к кино не относится, но тут подробно расписаны схемы, как придумывается юмор, текстовые шутки и гэги. Мы все выросли на этой игре - кто играл, кто-то смотрел. И прошедшим КВН-мясорубку, гораздо легче писать комедии) А вообще, жизнь лучший учитель и лучший сценарист)
Собрал для вас советы по работе с соавторами. - Не бояться предлагать, даже то, в чем не уверены. Любая хрень может натолкнуть на мысль другого автора и с этого разгонится что-то крутое) Разгоняя один известный сериал, я смотрел на голубя и подумал, а что если герой поменяется с ним сознанием. Фигня сказали все... А потом спустя несколько месяцев народный артист России играл голубя. - Брать на себя ответственность. Иногда бывают спорные ситуации, когда не получается договориться. И каждый может взять на себя ответственность показать материал так, как ты видит его, при условии, что если читающий скажет, что это плохо, то надо иметь яйца сказать, что это я настоял(а) ребятам не нравилось, но решили рискнуть. Ребятам нравилось вот так. - многие авторы очень любят задавать вопросы, а почему так, а это как тогда и тд. В вопросах нет ничего плохого, иногда они нужны. НО! есть категория авторов, которая задает вопросы не с целью улучшить историю, а с целью разфигачить чужие идеи, потому что своего ничего предложить не могут. Не будьте такими) - авторская комната - это место, где делятся очень личными историями. Зачастую настолько личными, что об этих историях могут не знать даже друзья и домашние. Такие истории часто рассказывают, чтобы углубиться в персонажа, рассказать как бывает. Пожалуйста, помните: всё, что было в авторской - остается в авторской. Если с вами поделились очень личной историей - нельзя человека за эту историю гнобить, подъебывать и тд. Лучшие идеи рождаются только в атмосфере доверия друг другу. - Помнить, что текст - это всего лишь текст. Даже если он получился не таким крутым, как хотелось бы, то всегда есть второй-третий, пятый драфт текст улучшить. И после плохого текста жизнь не кончается. - Если перебиваешь - то извинись) чтобы не превращаться в хамло и бестактного чувака (чувиху). - Авторская комната - это место, где делятся своей болью. Не бойтесь этого делать. Зачастую выговориться - это лучшая терапия. - Структурируйте разговор. У текста есть конкретные задачи, решайте их последовательно. Сначала обсуждаем героя, потом сеттинг, потом второстепенных персонажей и тд. Порядок любой. Но лучше с героя. Соответственно, если думаете про героя, то не вкидывайте сеттинг и тд. - Не бывает нерешаемых задач) - фраза "в порядке бреда" дает вам право вкинуть любую хрень и освободить от нее ваш мозг, но не злоупотребляйте хренью) - поначалу старайте фиксировать тезисно, что вы придумываете. Потом это автоматом будет записываться на подкорку. - Бывает так, что вы не можете придумать какую-то важную хрень в десятую серию, которая влияет на весь сюжет и ломает все остальное. Иногда нужно откатиться назад, возможно причина где-то раньше в истории. - Важно понимать, что сценарий - это пазл на миллион деталей, детали нужно крутить, подбирать, переставлять, отбрасывать до тех пор, пока они все не встанут на свое место. Может, у вас есть еще какие-то советы для начинающих и продолжающих авторов? Вкидывайте)🤗
А еще последние полгода я читаю сценарии и даю фидбэк молодым авторам. Им нравится и они потом ввязываются в мои шальные эксперименты. Пару недель назад опять же по просьбе Лены Хановой я замутил "Сценарный практикум", где восемь очень смелых авторов под моим чутким наставничеством фигачат собственные проекты, придуманные в рамках этого практикума. Цель - за 6 месяцев с нуля написать два стартовых пакета материалов по сериалам. И в конечном итоге попытаться их продать. Мы написали мешок логлайнов, отобрали из них небольшой пакетик. Сейчас разбились на группы и ребята пишут заявки. Потом из всех заявок выберем две самых-самых и напишем по ним пилоты, посерийники и библию (будь она не ладна). Что из этого получится? Я хз. Но тем интереснее эксперимент, когда ты не знаешь, чем он закончится. Цель - собрать авторскую группу, с которой я потом буду работать как Креативный продюсер. Да, пытаюсь сам себя за уши вытащить из шляпы. Залетайте. Буду делиться ходом эксперимента. Зря что ли я канал завел?🙈
Кстати, примерно полгода я собираюсь завести этот канал, но синдром самозванца каждый раз бил меня по рукам. Я написал тысячу гениальных постов в своей голове, но ни одного в реальности. Оказалось очень ссыкотно и страшно. А че люди скажут? Да кто ты такой? Чем ты вообще тут собрался делиться? Но когда вселенная уже изо всех щелей дает тебе знаки, приводит в твою жизнь людей, которые просят поделиться опытом, подкидывает карты таро, слоганы и видео на ютубе "завести телеграм-канал"... Те же полгода я думал над названием канала. Там были и каламбуры и отсылки к фильмам, и даже "Клан Богдано"... Но в итоге моя сценарная подруга вкинула это название, а кто я такой чтобы спорить? Фраза боль. Скрипящая как пенопласт по стеклу. Каждый сценарист хоть раз в жизни слышал её. "Круто, но надо переписать..." Это сестра фразы: "Классный триллер, но нам нужны новые ""Папины дочки"" и всех подобных тупых отказов. Ниче-ниче) мы еще перепишем! Возьмем, как говорится, драфтами. Короче, я устал бояться и сопротивляться) Айда бояться, но делать вместе!) Я же точно не один такой. Или один? А вы чего боитесь? Давайте обсудим.
Бешеному сценаристу семь вёрст не крюк. Я приехал в Москву из провинции. Без денег и хоть малейших гарантий на успех, но с мечтой изменить свою жизнь. По счастливой случайности попал работать в кино, нужно было себя зарекомендовать в этом незнакомом городе и еще больше незнакомом мире кино. Пахал как не в себя. Спал по несколько часов в день. Потихоньку продвигался по карьерной лестнице от обычного реквизитора на площадке до художника по реквизиту. Работал с известными режиссерами, медийными актерами и слабыми сценариями. Однажды во время постройки очередной декорации на мой риторический вопрос: «а почему мы снимаем столько плохого кино?» один прекрасный художник сказал: «Ну так возьми и напиши лучше!». Я с дуру ляпнул, что вот возьму и напишу… это ж чисто буквы в слова собирать… Сорян, за необоснованный наезд, коллеги! Буквы в слова собираются нифига не просто. Шли годы. Выяснилось, что существует драматургия, акты и клифхенгеры и всему этому нужно учиться. Кто я такой, чтобы спорить. Накопил денег. Поступил в киношколу. Закончил. Продолжал работать художником по реквизиту и мечтал писать сценарии, по которым будут снимать сериалы. За годы работы в кинопроизводстве выгорел, убил здоровье, словил депрессию, несколько раз чуть не подрался с режиссером. Уехал на Шри-Ланку и, сидя на берегу океана пообещал себе, что вот-вот совсем скоро стану сценаристом. Снова шли годы. Бился во все двери, чудом попал в авторскую комнату. Думал, ну вот сейчас-то я порву индустрию. Но все пять лет, что я сценарист, индустрия рвала меня. Десяток закрытых проектов, месяцы без денег. Американские горки, высидеть на которых оказалось не просто. Выяснилось, что я не гений, не уникальный, не поцелованный Тарковским в темечко. Обычный автор, у которого есть мечта писать сценарии, стать креативным продюсером и делать этот мир хоть чуточку лучше. Спустя 5 лет работы более-менее понял, что такое драматургия и как всё-таки писать сценарии, чтобы их снимали. Буква за буквой, строчка за строчкой стали выходить мои проекты на федеральных каналах, на платформах, спектакли в театре. Я благодарен жизни и людям, которые в трудные моменты протянули мне руку помощи, что теперь могу себе позволить работать из любой точки мира, заниматься любимым делом и помогать начинающим авторам пройти свой путь чуточку быстрее и менее тернистее, чем получилось у меня. Главное - у меня получилось. Значит и у вас получится. P.s. Надеюсь, это всё еще только первый акт. Будем знакомы =)