Найти тему
Статьи
Продолжу немного про бразильцев. То, с чем сталкиваюсь я, взаимодействуя с ними. Да, есть люди, которые будут делать совершенно ничего. Вот так они работают. Одновременно с этим есть и отличные специалисты, которые действительно вкладываются в свое дело. Хотите найти хорошего специалиста? 1️⃣Делать это лучше по рекомендациям. А что для этого нужно? Правильно, выстраивать отношения и поддерживать их (предыдущий пост). Желательно - искренне кайфовать от этого процесса, иначе я не знаю, как это вывезти😂. 2️⃣Забываем про «Латинская Америка - это же дешево». Смотря для кого и смотря какое качество вы хотите. Хороший специалист не пойдет работать на минимальную оплату труда - он стоит примерно аналогичных сумм, что и московский. Такой же подход действует в отношении жилья, услуг и всего остального. Да, низкие цены существуют - но придется жертвовать комфортом, возможно, безопасностью и хорошо владеть португальским (хотя португальский все равно нужен, но тут уж точно никто владеть английским не будем). И важное: бразильцы прекрасны и готовы помогать! Меня это вот прям восхищает🙂. Но нужен португальский, готовность общаться на широкий круг тем, в том числе вне работы, интерес к культуре и людям и желание нарабатывать и поддерживать связи.
1 месяц назад
В русскоязычных чатах очень жалуются на бразильцев. Мол, договориться с ними ни о чем нельзя («да-да», а сами ничего не делают потом), и работу не работают, и вообще страаааные. Что я могу сказать по этому поводу. Первое и главное - не получится в другой стране действовать так же, как привыкли делать в своей. Все устроено иначе, и Россия (чаще всего эти люди из России) - немного не центр мира и не единственный правильный вариант устройства жизни и бизнеса. Придется подстраиваться. Второе - в Бразилии с людьми надо общаться. Вот это «ты мне, я тебе - и давай на бизнес-встрече разговаривать только о бизнесе» здесь не пройдет. Людям надо вас узнать и понять, прежде чем иметь с вами дело. Решить что-то с наскока не выйдет. Придется общаться о семье, политике, увлечениях, отвечать на вопросы про Россию, делиться впечатлениями о Бразилии, прежде чем речь зайдет о работе. Ну, как «придется». Мне лично это очень даже нравится☺️. И, конечно, язык. Какие отношения можно построить с бразильцами, общаясь на английском?… Да, есть люди, которые его знают - но не каждый первый и даже не каждый второй. Как и в России. Да и вообще, всем проще общаться на португальском - точно также как вам проще делать это на русском.
1 месяц назад
​​В Инстаграм бесконечно вижу рекламу Bonny&Slide, мол, «А ты тоже делаешь вот такие страшные презентации? Можешь делать вон такие классные». Да, сложно отрицать, что визуальная составляющая важна. Конечно, в идеальной ситуации хорошо бы и видео для Ютуба снимать профессионально, и презентации делать с дизайнерами, и сайт создавать в современных тенденциях. По факту же если за этим не стоит смысла, то все мимо. И даже более того - очень часто впечатляющий визуал ничего не добавляет. Вот фото лекции Игоря Липсица (ссылкой на его лекции делилась выше) - изменится ли что-то, если он заморочится с дизайном презентаций? Нет. Потому что он не про дизайн презентаций, он про совершенно другие вещи. Плевать вообще на дизайн. Могу еще вспомнить, как в свое время искала агентства партнерские в LinkedIn - сплошь и рядом среди «мы несем мир и добро нашим клиентам» на модных сайтах совершенно было не разобрать, а как они его несут и чем же занимаются. Стратегией? Брендингом? к Консалтингом? Чем-то еще? Вот это и есть epic fail. P.S.: Не то чтобы я критиковала впечатляющий визуал. Просто не он решает.
2 месяца назад
Не самая хорошая идея сразу делать 275 постов, но… Видео, которое смотрю сейчас про выход на международные рынки с точки зрения маркетинга🤓 https://youtu.be/XJ3j2ssgEIk?si=j4-YUkikP5t_jr5S
2 месяца назад
Как предыдущее сказывается на исследованиях. ▪️В случае массового продукта необходимо учитывать и изучать потребление в разных социальных слоях. Оно может сильно отличаться. И не делать выводы о всей совокупности по среднему классу (тем более что и средний тут можно и нужно делить на группы - по классике). ▪️При изучении разных социальных слов может понадобиться адаптация вопросов. С качественными исследованиями как-то попроще - но вот в количественных так точно! По сути, у Вас будет минимум пару анкет, если исследование включает изучение разных социальных классов.
2 месяца назад
Немного бразильской специфики, ценной для планирования исследований. В первую очередь, это социальное расслоение. И это НЕ то же самое, что существует в постсоветских странах, когда у людей могут быть разные доходы. Тут люди с разными доходами физически живут в разных местах и имеют иной круг общения. По тому, в каком районе ты живешь, примерно можно понять, сколько же ты зарабатываешь. Потому что если твой доход ниже, хороший район ты просто не сможешь себе позволить. Повыше - вряд ли будешь жить в не очень хорошем районе. Это формирует разный социальный контекст, разные привычки потребления, разное восприятие одних и те же продуктов/ услуг/ понятий. Что уж, да даже язык будет отличаться. По последнему: на интервью явно видно, как люди с невысокими доходами даже не всегда с первого раза понимают простые вопросы. Нет, это в целом не мешает проводить интервью даже мне - все не настолько плохо, да и я тут много специфических слов и фраз уже выучила. Но забавный момент🤔. P.S.: Это должно быть применимо для всей Латинской Америки, но пишу прежде всего про Бразилию, так как живу здесь и знаю сильно лучше.
2 месяца назад
Коллега из Бразилии поделилась в разговоре, что вообще в начале не понимала, о чем эти русские говорят. Что вообще такое этот их Customer Development…😂 С учетом того, что термин этот используют только в России, неудивительно. Так что я на всякий случай еще раз объяснила, что это и откуда вообще взялось (вдруг есть вопросы, которые она не задаст - а в компании могли толком не смочь объяснить). Помню, как я в свое время пыталась понять, что это вообще за концепция такая и чем отличается от исследований (в российской трактовке). Честно изучив литературу по теме, поняла, что ничем🤷🏼‍♀️. Но привычка писать и говорить, что занимаюсь маркетинговыми исследованиями и CustDev осталась. Потому что есть/ были те, кому именно кастдев подавай и никакие не исследования. Ну, что ж🙄. Это же ведь та самая ЦА, с которой надо разговаривать на одном языке😏
2 месяца назад
Совершенно бескорыстный репост коллег из Владивостока (которые еще и занимаются исследованиями в Китае), ибо с постом согласна. 🤔Добавила бы еще такой момент, о котором не раз писала: изучение текущих клиентов из своей CRM помогает также привлекать аналогичных пользователей - именно за счет того, что мы начинаем понимать лучше тех, кто уже покупает.
3 месяца назад
Теперь про рекрут по базе отдельно. Кажется, что это проще - на деле нет. ▪️Базы бывают разного качества. С условной базой без мобильных телефонов или со старыми/ недействительными контактами каши не сваришь. Сделать 10 интервью на базе из 12 человек тоже провальная затея. Стоит ли за это браться, если клиент потом будет требовать, а ты не факт, что сможешь сделать? Вот и рекрутеры многие не рвутся. ▪️Люди в базе так же будут отказываться от участия, отваливаться в процессе и прочее. Ни разу это не «да просто прозвоните и пригласите». ▪️Респондентов из базы так же надо поощрять подарком или деньгами. Если мы хотим получить адекватные интервью (а это не по 20 мин).
3 месяца назад
Рекрут на фокус-группы (в дополнение к предыдущему посту) еще сложнее. В нем меньше возможностей для маневра: ▪️Все участники должны собраться в определенное время, дойти в целом до группы - а это требует постоянного контроля. Кто-то отваливается в процессе, и это нормально. ▪️Нужно набрать запасных респондентов, чтобы гарантировать проведение группы. Потому что, опять же, кто-то может отвалиться в последний момент (заболеть/ не выйти на связь/ решать внезапные проблемы/ не смочь подключиться со звуком и видео). Сложно все это. Поэтому если вдруг клиент рекрутирует сам, я очень настойчиво рекомендую интервью🙄.
3 месяца назад
«Да можно найти респондентов в LinkedIn» хорошо и здорово только в теории. Искать их там (в случае B2B), конечно, можно - но дело это непрогнозируемое по времени: стучимся в контакты - ждем, кто подтвердит - подтвердившим (а это не все!) пишем - с ответившими (а это не все из подтвердивших контакт!) обсуждаем формат и приглашаем на интервью - кто-то еще отваливается в процессе и не доходит, под кого-то необходимо подстраиваться, ждать. Много работы, в общем. А еще им тоже надо платить вознаграждение. Вот незадача. Ну, и скажите мне, как это все может стоить дешево?🤔 «Посадим ассистента - пусть делает»? Ассистент на то и ассистент, что будет делать еще хуже.
3 месяца назад
Если вдруг вы думаете, что рекрут - это легко («Подумаешь, прозвонить всех и договориться» - и да, так считают многие), то не стоит так думать. Рекрут - это время, силы и ответственность. Я, например, думая о нем, всегда предпочитала делегировать: ▪️Если говорить про Россию, это стоило небольших денег, за которые не было смысла так напрягаться. ▪️Если готовить про остальной мир - а как искать респондентов? Как коммуницировать с ними грамотно с учетом культурных особенностей каждой страны? Выплачивать вознаграждение, если вы в разных странах? ▪️Профессиональный рекрут на порядок более четкий и быстрый: ты даешь расписание - тебе в это расписание вставляют интервью. Да, что-то может слететь/ перенестись. Но обычно речь про максимум 1-2 интервью из 20 - и этим респондентам быстро найдут замену, оно все равно будет сделано в срок.
4 месяца назад