Найти в Дзене
"450 лет лидерства. Технологический расцвет Голландии в XIV-XVIII вв. и что за ним последовало" | Дэвидс Карел
Мой интерес к одному маленькому северо-европейскому государству начался с футбола. В 1998 году я впервые довольно пристально следил за событиями Чемпионата мира по футболу (к слову, ЧМ 1994 года смотрел без особенного внимания в силу возраста). Тогда, в 98-м во Франции, я, конечно, болел всей душой за бразильцев, но внезапно мое внимание перехватили великолепные голландцы с блистательными Бергкампом, Клюйвертом, Давидсом, Зеедорфом, братьями Де Бур и другими замечательными футболистами. с тех пор государство Нижних стран запало мне в душу...
1 год назад
Есть замечательные исторические личности, имена которых знают почти все, но чем конкретно эти личности важны для истории известно уже не очень многим. Таким, на мой взгляд, для многих может оказаться личность Эразма Роттердамского. Лично я познакомился с личностью великого гуманиста в школе на уроках Мировой художественной культуры Обществознания. Правда, буду честен, многого из тех уроков я не вынес, хотя имя запомнил. И вот спустя годы решил восполнить пробел, благодаря рекомендации книжного магазина. Данную книгу написал знаменитый нидерландский историк и культуролог Йохан Хёйзинга по заказу одного американского филантропа. В свой работе один великий нидерландец препарирует жизнь другого великого нидерландца весьма обстоятельно. Следует отметить, что ни в одной строчке книги нет никакого идолопоклонства, что не так часто встретишь для заказанной работы. В предисловии автор даже как будто неловко извиняется за возможные нелестные высказывания. Впрочем, бесстрастный анализ личности Эразма от автора скорее делает эту работу лучше, чем если бы он излучал благоговение перед объектом своего исследования. Ведь благодаря подходу Хёйзинги мы видим реального человека и его становление из обычного молодого и талантливого интеллектуала во властителя дум. Описание мелких недостатков и личных слабостей не только очеловечивает Эразма, но и подчёркивает его рост. Хотя от некоторых черт, судя по изложенному в книге, великий гуманист так и не избавился. Важной особенностью этой работы, на мой взгляд, является то, что автор предоставляет читателю взгляд на широкую панораму жизни отдельного выдающегося человека. Мы видим, как стремление к учебе и владение речью вкупе с обширным кругом знакомств, дают шанс раскрыться большому таланту. Буквальная иллюстрация к тезису о том, что талант не делает никого великим, но талант, труд, верные товарищи и некоторая степень удачи могут возвеличить человека. Примечательно, что критический подход Хёйзинги подчёркивает, что возвышение Дезидерия Эразма не было внезапным чудом, но последовательным и трудным путем. Где-то пришлось пострадать от муштры монастырской школы, где-то отказаться от лирики и романтизма ранней дружбы, где-то почерпнуть немного авторитета известной личности, где-то заниматься нелюбимым делом по денежным заказам, поздно обратиться к непростому самообразованию (взрослым выучил древнегреческий) и довольно долго полагаться на благожелательность меценатов, путешествуя скорее под давлением обстоятельств. Полагаю, что и сегодня путь интеллектуала гуманитарных наук не будет сильно отличаться. Однако, непростой и богатый на невзгоды жизненный путь Эразма, возможно, выковал из него эталон гуманиста. В своих основных работах Эразм обращается к базовым человеческим темам, призывает быть верным основным раннехристианским принципам и даже критикует церковь своего времени, во многом предвещая Реформацию. Постепенно он завоевывает авторитет светской и религиозной властей, к нему обращаются за поддержкой и одобрением. Эразм, сам очарованный античной литературой, изучает древнегреческий и вносит серьезные вклад в уважение и признание античной bonnæ litteræ в Европе, но предупреждает об опасности смешать очарование от эстетики и красоты с языческим мировоззрением. Всё это, конечно, рождает вокруг него споры сторонников и противников, но как иначе? И возможно, его жизнь выглядела бы большим триумфом, если бы не перелом эпох... В ходе чтения книги возникает интересный вопрос: был ли Эразм предвестником Нового времени или скорее личностным апогеем Высокого Средневековья? Я придерживаюсь последнего, поскольку для меня работы Эразма скорее подчёркивают все достоинства часто несправедливо осуждаемых Средних веков. Вопреки нелепым обвинениям интеллектуалы Средневековья давали ответы на важные социальные вопросы и вносили весомую лепту в формирование принципов рационального мышления, а не только обслуживали церковь. Эразм же и вовсе справедливо критиковал католическую церковь, давая шанс на обновление, но не был до конца услышан. А далее грянула Реформация с совсем другими геро
1 год назад
Увы, все мы растем, взрослеем, стареем, и чем дальше заходит этот необратимый процесс, тем больше нам нужны светлые воспоминания о героях нашего детства и юности. Мы нуждаемся в них, как они нуждались в нашем интересе на пике своей славы. Почти всегда мы идеализируем наших героев и их жизнь. В этом мы тоже нуждаемся, так как часто испытываем нелепые иллюзии относительно жизни своей. Реальность же цинично безразлична в отношении любых иллюзий. В юности я, как и миллионы людей по всему свету, был охвачен феноменом «Друзей». Этот сериал покорил меня с первой серии, которую я посмотрел в четверг в 22.00 по второму каналу. Обаяние и милая харизма отдельных героев, химия отношений всего ансамбля не оставила равнодушными и моих одноклассников. Совсем скоро у нас образовался маленький кружок маленьких фанатов, в котором, конечно же, были свои аналоги телевизионных героев. Была своя Моника, Рэйчел, Фиби, Джоуи и Чендлер… Росс был печален с самого начала - им не хотел быть никто, увы. И поскольку практически с первых кадров я начал особенно симпатизировать Чендлеру Бингу, то в нашем кружке я был как будто им. У телевизионного героя было много плюсов, но главным было чувство юмора, основанное на чудовищно прекрасном чувстве самоиронии и сарказма. Он был почти идеальным неидеальным взрослым для меня, его жизнь и преодоление комедийных передряг вдохновляли и я даже хотел стать рекламщиком после первой скучной карьеры, как и он. Всё это очарованием било наповал не только меня, но меня пришибло так, что мне из-за бесконечного сарказма и иронии стали делать замечания родители и окружение. Вот так жизнь копировала искусство в рамках одного меня. Вместе с тем в герое Мэттью Перри всегда чувствовалась какая-то другая сторона, на которую свет софитов не попадал. Возможно, здесь есть фактор постзнания, но мне кажется Чендлер был очень смешным, потому что в актере была своя большая печаль. Так бывает очень часто: самый смешной юморист скрывает за хохмой свою безмерную печаль. В самой книге Мэтт тоже постоянно иронизирует и шутит над печалями своей жизни. Вспоминается анекдот про клоуна Пальяччи из графического романа «Хранители». Всё это подтвердил в масштабе сам Мэттью Перри в своей автобиографии. В этой книге замечательный актер, недавно ушедший от нас, рассказывает историю своей жизни без прикрас. По сути эта книга является немного сумбурной исповедью на тему борьбы с зависимостями. Перебирая свои воспоминания, автор указывает на возможные истоки своих проблем, начиная с приема мощных психотропных препаратов, когда ему было меньше года. Он рассказывает о разломе в семье, когда он ещё был малышом, свои победы и неудачи до «Друзей», широкими мазками описывает взлет великого сериального феномена, рассказывает о том, что было после. В книге много комплиментов близким друзьям, спонсорам, благодарности высшим силам, но ещё больше рассказов о том, как алкоголь и наркотики уничтожали человека изнутри. Саботировали его талант, ставили под угрозу успех различных проектов, в том числе и «Друзей». В общем, это книга не про отполированную историю успеха, а про ужасное падение вниз, когда отдельный талант пробивает одно дно за другим. По ходу изложения автобиографии Мэттью регулярно повторяется, что создает впечатление сырости и незаконченности книги, но это её не портит. Скорее это подчеркивает тот факт, что автор писал по-живому, что книга, вероятно, писалась не после всего описываемого, но прямо во время ремиссий и наркотических релапсов. Читать такое совсем не хочется, но это правда и такова была его жизнь. Говоря о близких, Мэттью все время спешит всех простить и сказать, что не держит ни на кого зла. Вместе с тем между строчек, как мне кажется, кроются глубокие обиды на отдельных людей. Конечно, часть выздоровления от алкоголизма и наркозависимости предполагает ультимативное прощение всех и принятие ответственности на себя, но сделать это очень тяжело, ведь порой корни зависимости уходят в детство, когда маленький человек мало что контролирует в своей маленькой жизни. Как часто бывает, в жизни Перри большую роль сыграл распад незрелой семьи, пл
1 год назад
Этим летом во время одного из прямых эфиров на YouTube уважаемый мной популяризатор исторической науки высказал мнение о лучших писателях ХХ века, в числе которых особенно выделил южноамериканских авторов: Маркеса, Борхеса и Кортасара. С великолепным Маркесом я уже был знаком, а о двух других авторах слышал много, но не читал. И если книги Борхеса я видел на полках друзей, а один знакомый и прекрасный врач скорой помощи даже мне его рекомендовал, то с Кортасаром я оказался знаком совсем шапочно. В общем, оформил заказ и первым ко мне прибыл Борхес. . В сборник «Алеф» Хорхе Луиса Борхеса вошли несколько коротких рассказов автора, не связанных между собой сюжетно, но объединенных отдельными темами, главной из которых, на мой взгляд, является тема смерти. Смерть появляется в каждом из рассказов, но совершенно по-разному проявляет себя: она приходит к одним, покидает других, отказывается являться к третьим. Смерть здесь не имеет негативного характера - она лишь явление, которое в чем-то выявляет сильные характеры героев или наоборот их слабость перед обстоятельствами. Однако, не только смерть обобщает новеллы, так же общим моментом является смешение реального мира и мира сверхъестественного. Также в рассказах упоминаются реальные и вымышленные события и герои. Последнее местами делает повествование почти документальным. Порой кажется, что это рассказ у камина какого-то старого друга или родственника, который внезапно решил раскрыть секрет давно прошедших времён, сидя у камина.
2 года назад
О книге «Югославия: необъявленная война» Е.Ю. Гуськовой
Порой кажется, что на нашей планете есть места, которые просто обречены быть в центре внимания. Идут года, десятилетия и века, а почти в одном и том же месте раз за разом вспыхивают масштабные кризисы. Одним из таких мест являются Балканы, где регулярно разыгрываются страшные и кровавые драмы, исследование которых могло бы многому научить нынешнего обывателя, но потенциальных учащихся как будто это не очень интересует. А жаль, ведь последний многолетний балканский кризис, уничтоживший Югославию, очень созвучен нынешнему времени...
3 года назад
Хемингуэй и Фицджеральд
Зарубежной классической литературой ХХ века я заинтересовался не раньше лет двадцати двух. На день рождения была подарена книга Хемингуэя «Прощай, оружие!». Стилистика Эрнеста не сразу была мной принята. Рубленные выражения, лаконичные сцены, в которых молчание и недосказанность говорят больше реплик героев, - всё это так отличалось от золотой классики. Однако, такой подход давал особое ощущение реализма. Не сразу, но я понял папашу Хэма и принял его стиль. Позднее прочёл «Великого Гэтсби» Фицджеральда, затем «Ночь нежна», и вот его стилем я проникся легко...
3 года назад
«Карл Маркс и Большие данные»
Современные решения рождают современные проблемы, которые могут потребовать радикального пересмотра существующих парадигм. Однако, порой полезно взглянуть на что-то новое с точки зрения устоявшейся классики. Например, книга Виталия Мальцева «Карл Маркс и большие данные» предлагает рассмотреть влияние технологий на основе анализа больших данных с позиций теоретических работ всем известного классика. Данная работа будет интересна всем, и даже если вы не являетесь убеждённым сторонником левых идей, то стоит прочитать данную книгу по целому ряду причин...
3 года назад