Найти в Дзене
Фильм-ритуал: включенная камера
В семейном архиве много видео с праздников и простых семейных моментов. Часто это набор кусочков: вот крупно улыбка, вот общий план застолья. Но что, если попробовать снять иначе? Есть жанр, где главное — не монтажная склейка, а целостность происходящего. Это фильм-ритуал. Ритуал — это не обязательно свадьба или похороны. Это любое повторяющееся действие, наполненное смыслом: бабушка печет пирог по субботам, папа заваривает утренний кофе особым способом, ребенок укладывает игрушки перед сном в строгом порядке...
19 часов назад
Смонтировать правду: открытие фильма-ритуала
Ритуал — будь то свадьба, похороны или то, как бабушка каждый вечер заваривает чай — уже является совершенным произведением. У него есть своя драматургия, свой саспенс и своя развязка. И наша задача — не придумать ее, а увидеть и бережно проявить. Беспристрастность как метод Беспристрастность — главное в монтаже такого фильма. Нужно не интерпретировать, а следовать. Событие само продиктует нужные склейки и подскажет ритм. Это похоже на медитацию: ты отступаешь и позволяешь материалу вести тебя. С...
22 часа назад
Смонтировать путешествие: забыть про карту и услышать мир
Монтируя фильм о поездке, так легко попасть в ловушку: хочется скрупулезно выстроить маршрут «точка А – точка Б – точка В». Но что, если главное в путешествии — не логистика, а впечатления? И не только визуальные, но и звуковые? Давайте осмелимся оторваться от карты и отправиться в монтажную свободу. Представьте: путешествие из Абакана в Туапсе. Сначала маршрутка, потом вокзал, потом самолет... Или самолет был раньше? А есть ли аэропорт в Абакане? Существенная деталь для путешественника, но не для зрителя вашего фильма...
2 дня назад
Путешествие: от яркого впечатления до сюжета
Сел за монтаж фильма о поездке, а перед тобой — гора разрозненных кадров и… пустота в голове. Знакомое чувство? Ты не одинок. Монтировать путешествие — значит не просто склеить красивые виды, а спрессовать время и пространство в историю. С чего же начать, чтобы не общаться с «черным экраном»? Ответ парадоксально прост: начните с конца. С самого яркого впечатления. Представьте: город Воткинск, 2025 год. И вдруг на улице — три телефонных автомата. Зачем они здесь? Рядом — памятник Высоцкому, который никогда не был в этом городе...
3 дня назад
Немой звуковой фильм: видно, что слышно?
Вы собрали атмосферные кадры без слов: уютные домашние сцены, пейзажи за окном, лица близких. Вы хотите сделать из этого немой звуковой фильм. Но вот незадача — при монтаже возникает ощущение, что получается просто красивый музыкальный ролик. Как провести грань и создать именно кино, а не клип? И есть ли необычные способы добиться этого? На первый взгляд, всё похоже: и там, и там — видеоряд под музыку, нет диалогов, несущих основную смысловую нагрузку. Но разница — в фундаменте. Есть простой и жесткий тест, чтобы понять, что у вас получилось...
5 дней назад
Немой звуковой фильм: чем оживить монтаж и потом проверить
Есть в семейной хронике особый жанр — «немой звуковой» фильм. Никаких диалогов, только образы, музыка и атмосфера. Это идеальный полигон, чтобы почувствовать себя настоящим творцом, который ваяет не из глины, а из самого времени. И главный инструмент в этом деле — ритм. Когда нет слов, на первый план выходит чистая пластика. Ритм монтажа становится голосом вашего фильма. Великий режиссер Андрей Тарковский называл кино «ваянием из времени». Вы — скульптор, а кусочки времени — ваши кадры. То, как вы их соедините, определит, что почувствует зритель: умиротворение или восторг...
6 дней назад
Анонсируем, что скоро выйдет новый выпуск подкаста про монтаж, и уже вышел большой выпуск про свет! Напоминаем, что в рамках нашего проекта в этом году мы подготавливаем истории о создании семейных фильмов - Книгу рецептов семейных фильмов. И больше всего кулинарная аналогия создания фильма подходит к монтажному периоду. Новый подкаст появится на подкаст-платформе filmosemye.mave.digital, а видеоверсия будет доступна здесь и в нашей группе ВКонтакте:vk.ru/...myee. Следите за обновлениями! #ФОС #росмолодежьгранты #фильмосемье #киновозможности #подкаст #съемки #съемочныйэтап
1 неделю назад
Портрет: обрывки в кадре и за кадром
Представьте: вы сняли долгое, душевное интервью с близким человеком. Он говорит искренне и глубоко. Но когда вы начинаете смотреть отснятый материал, понимаете — несколько минут подряд смотреть на «говорящую голову» скучно. Знакомая ситуация? Герой интересный, а подача утомляет. Что делать? Ответ, как всегда, в монтаже. В кино «синхрон» — это когда мы видим человека и слышим его речь одновременно. А «закадровый голос» — когда герой говорит, но в кадре мы видим что-то другое. Это ваш главный инструмент...
1 неделю назад
Портрет: монтаж от деталей до объемной фигуры
В семейном кино главный герой — всегда человек. Как рассказать о нем историю, чтобы он получился объемным, настоящим и запоминающимся? Ответ, как это часто бывает в кино, лежит в монтаже. И у нас есть два проводника: советский кинотеоретик Лев Кулешов и детский поэт Самуил Маршак. В начале XX века Лев Кулешов провел знаменитый эксперимент. Он брал кадр с неподвижным лицом актера и монтировал его с разными объектами: тарелкой супа, гробом, играющим ребенком. Зрителям казалось, что актер меняет выражение лица — с голодного на скорбное или нежное...
1 неделю назад
Натюрморт: движение и "норы"
Семейное кино — это не только про лица родных, но и про вещи, которые их окружают. Фамильный сервиз, игрушечная машинка, дедушкины часы... Как заставить эти предметы рассказать свою историю? Секрет в двух вещах: в безупречной технике и волшебной детали, которая превращает обычный кадр в «кроличью нору», ведущую в мир зрительского воображения. Слово «натюрморт» означает «мертвая природа», но ваша задача — сделать ее живой. Самый мощный инструмент для этого — монтаж по движению. Если вы снимаете, как...
1 неделю назад
Натюрморт: монтаж внимания к деталям
Что общего у фамильного сервиза и тарелки с детской капустой? Оба могут стать героями вашего фильма. А их история будет захватывающей или нет — зависит от того, как вы выстроите кадры и действия. Проще говоря, от монтажа. Допустим, вы хотите снять небольшой фильм о бабушкином сервизе. Как сделать так, чтобы чашки и чайник «заговорили»? Очень просто: относитесь к ним как к актерам. Чайник — главный герой. Чашки — его семья. Ваша задача — познакомить зрителя с этим «коллективом» и показать их отношения...
1 неделю назад
Оживить архивный фильм: отбор, монтаж и звук
Работа с архивными кадрами — это всегда диалог с прошлым. Вы не просто зритель, вы — режиссер, который решает, как сегодня будет говорить ушедшее время. Иногда фильм создается без детального сценария, в монтаже. И это захватывающий, но непростой путь. Как не утонуть в материале и сделать историю по-настоящему живой? Прежде чем браться за монтаж, нужно провести раскопки в своем архиве. Допустим, у вас на руках уже есть отсмотренный и отсортированный материал. Вы даже видите его как цельный кусок памяти...
1 неделю назад