Свиток Клио
295
подписчиков
Древние греки считали историю искусством, у которого была своя муза - Клио. Она вдохновляет каждого, кто пишет о делах давно минувших дней. Так неутомимая Клио создает свой свитки. А мы с вами на канале разворачиваем их и читаем.
Попалась картинка и навела на вот какую мысль. Если задуматься о смысле Диоклетианова Великого гонения против христиан (началось 23 февраля 303 года), то его лучше всего можно понять в контексте события, которое началось годом ранее, 31 марта 302 года. В этот день император Диоклетиан издал эдикт о начале преследования манихеев. Именно манихеи стали первыми жертвами религиозного преследования Диоклетиана. Это еще одно религиозное учение, которое также пришло с Востока и получило распространение в РИ. Если коротко, то это дуалистический культ (черно-белая картина мироздания, добро-зло). Но по сути это не так важно. Главное - это общая идейная база для преследования любых религий, которые император сочтен нежелательными. Предлагаю прочесть текст эдикта. Он довольно интересный. По сути это борьба императора за традиционные ценности против чужеземных культов, размывающих мировоззренческое единство римских граждан. ___ Императоры Диоклетиан и Максимиан (и Констанций) и Максимиан (то есть Галерий) к Юлиану, проконсулу Африки. Возлюбленный Юлиан: Чрезмерный досуг иногда ведет людей дурных наклонностей к преступлению границ природы, и в результате они вводят пустые и скандальные суеверия, чтобы втянуть других людей в признание авторитетности их ошибочных взглядов. Однако бессмертные боги в их провидении предусмотрели, чтобы принципы правды и добродетели были, согласно совету и обсуждению многих добрых, великих и умных людей, приняты и установлены в их целостности. Неправильно противопоставлять себя и сопротивляться этим принципам, и не должна древняя религия подчиняться цензуре новой веры. Итак, весьма преступно обсуждать доктрины, которые один раз и навсегда были установлены нашими предками, и которые имеют свое признанное место и движение в нашей системе. Поэтому мы окончательно решили наказать упорную испорченность этих недостойных людей. Что же касается манихеев, о которых твоя тщательность сообщила нашему спокойствию, и которые, противопоставляя себя старой вере, создают новые и безмозглые секты, предлагая в их испорченности отбросить учения, которых нас удостоили боги в старые времена, мы слышали, что они в последнее время весьма развились и распространились, подобно странным и кошмарным видениям, из своих родных персидских мест (совершенно нам враждебных) и поселились в этой части мира, где они совершили множество злых дел, смущая спокойствие людей и нанося огромный ущерб гражданскому обществу; и есть опасность, что через некоторое время они захотят, как они это обычно делают, заразить невинный, законопослушный и тихий римский народ, как и всю нашу империю, проклятыми обычаями и извращенными законами персов, как будто бы ядом злобной змеи. И поскольку все, что наше благоразумие выяснило в подробностях в твоем отчете об их религии показывает, что их преступления являются порождением фантастического и лживого воображения, мы назначили боль и наказания, подобающие этим людям. Мы приказываем, чтобы писатели и руководители этой секты подвергались суровому наказанию, и, вместе с их отвратительными книгами, сжигались в огне. Мы распоряжаемся, чтобы их последователи, если они упорствуют в непокорстве, подвергались общему наказанию, и их имущество передавалось в имперскую казну. И если те, кто присоединились к этой безмозглой, скандальной и совершенно позорной вере, или кто-то из персов, состоят на общественной службе, или имеют какое-то воинское звание или высокий социальный статус, ты увидишь, что и их владения будут конфискованы, а самих их я сошлю в каменоломни Фенона или на шахта Проконнеса. И чтобы эта чума беззакония была бы совершенно истреблена из нашего счастливого времени, пусть твое рвение поспешит выполнить наши приказы и указания. Дано в Александрии, 31 марта.
ЮСТИНИАН И ФЕОДОРА: ЛЮБОВЬ ВОПРЕКИ ВСЕМ УСЛОВНОСТЯМ. Каждый раз, глядя на эту картину ("Императрица Феодора", Жан-Жозеф Бенжамен-Констан, 1887), я думаю о том, насколько же крут был Юстиниан. Он полюбил женщину с безнадёжно испорченной репутацией. Римская знать, конечно, пользовалась услугами таких дам — но тайком и за деньги. А Юстиниан… женился на ней. Представляете, какой скандал? Ведь в том мире уважаемые люди внимательно следили даже за тем, чтобы не сесть рядом с кем-то не того круга на ипподроме. А тут - официальный брак! Но Юстиниан мыслил иначе. Ему было плевать на общественное мнение. Что для него значили пересуды черни — существ, жаждущих лишь хлеба и зрелищ, но мнящих себя судьями нравственности? Он и сам не был аристократом — родился в простой семье. Но у него была по-настоящему благородная душа. И когда пришлось выбирать между общественными условностями и любовью — он выбрал любовь. Вот почему он Великий. P.S. А Феодора, кстати, стала одной из самых влиятельных женщ
2 АПРЕЛЯ 1151: ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ Один из самых известных героев эпохи Сражающихся княжеств - князь Игорь Святославич. Герой "Слова о полку Игореве", картины Васнецова и оперы "Князь Игорь". Он принадлежал к могущественному " солнечному" роду Ольговичей, черниговских князей. Коротко пройдемся по биографии. Игорь родился 2 апреля 1151 года в семье Святослава Олеговича, князя Черниговского. Его дед, Олег Святославич (он же Гориславич), был одним из самых воинственных князей эпохи раздробленности Руси, а дядя — Святослав Всеволодович — великим князем Киевским. 1169 год — Первое упоминание в летописях: Игорь участвует в походе против половцев вместе с другими русскими князьями. 1171 год — Женитьба на Евфросинье Ярославне, дочери галицкого князя Ярослава Осмомысла. Этот брак укрепил его политические позиции. 1180 год — Вместе с братом Всеволодом и дядей Святославом Киевским воюет против смоленских Ростиславичей, но терпит поражение. 1185 год — Знаменитый поход на половцев, описанный в «Слове о полку Игореве». Игорь, его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав выступили против кочевников, но были разбиты в битве на реке Каяле. Сам Игорь попал в плен, но через некоторое время бежал. 1191 и 1198 годы — Новые походы на половцев, на этот раз более удачные. 1198 год — Становится князем Черниговским после смерти своего дяди Ярослава Всеволодовича. 1201–1202 годы — Участвует в междоусобных войнах за Киев, поддерживая своего родственника Рюрика Ростиславича. КТО ТАКОЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ. Игорь Святославич умер в конце 1202 года. Он оставил после себя нескольких сыновей, среди которых наиболее известен Владимир Игоревич, также активный участник русско-половецких войн. Благодаря «Слову о полку Игореве» его имя стало символом рыцарской доблести и трагической судьбы русских князей эпохи раздробленности. Несмотря на поражения, он остался в памяти потомков как храбрый воин, боровшийся за землю Русскую. Кстати, род Ольговичей традиционно соперничал с Мономашичами (потомками Владимира Мономаха) за влияние на Руси.
В разные периоды в Древнем Риме происходили изменения климата: Тит Ливий писал, что периодически Тибр замерзал и покрывался льдом. Особенно часто это происходило в 4-3 веках до н.э. С 1 в. до н. э. стало теплее, но спустя триста лет наступало очередное похолодание. Соответственно, иногда зимой в Италии мог выпасть снег и жители Вечного города наблюдали нечто похожее на эту фотографию. ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ В РИМЕ? Центрального отопления в Древнем Риме не было, от холода и осадков помещения спасали оконные ставни. Нг это чтобы не замёрзнуть. А чтобы согреться, римляне использовали специальные жаровни с углями, установленные в комнатах. На них же готовили пищу. Богатые граждане применяли систему гипокауста для отопления своих домов. Она состояла из печи, расположенной вне отапливаемого помещения, и системы труб, проводящих нагретый воздух. Наружный воздух, поступающий в гипокауст, нагревался горячими газами и по системе труб и каналов под полом здания поступал в отапливаемое помещение. В общем, система "теплый пол" до того, как это стало мейнстримом.
ИВАН ГРОЗНЫЙ КАК ВИЗАНТОЛОГ. После падения Византии ее культурное наследие продолжало жить на Руси и воспринималось как нечто важное. В качестве примера - Иван Грозный. Известный филолог Д.С. Лихачев оценивал личность Ивана Васильевича так: "Грозный бы одним из образованнейших людей своего времени. По свидетельству венецианца Фоскарини, он читал „много историю Римского и других государств и взял себе в образец великих римлян". Он заказывал перевод «Истории» Тита Ливия, биографии цезарей Светония, кодекс Юстиниана. В его сочинениях встречается множество ссылок на произведения древнерусской литературы. Он приводит наизусть библейски тексты, места из хронографов и русских летописей, знает летописи польские и литовские. Письма царя Ивана столь же ярко демонстрируют его системное знание истории Римской империи. Иван Васильевич воспринимал римскую историю, возможно, более близко, чем его современники: всё-таки, он был внуком Софьи Палеолог и правнуком родного брата последнего императора. В своих письмах Иван приводил отрывочные примеры из истории, следуя своим целям, но этих упоминаний достаточно, чтобы обнаружить стройность и системность его знаний. Так, в полемике с князем Андреем Курбским, царь предлагает собственный взгляд на причины падения Византии и при этом кратко излагает всю ее историю, удивляя иногда знанием подробностей. Это позволяет сделать вывод, что князь Андрей так же хорошо знал эти сюжеты и мог понять, что имел в виду царь. Вероятно, знание римской истории было нормой для образованных людей 16 века. Причем, Грозный не выделял византийский период из истории Римской империи, поэтому начинает он с Августа Октавиана, чрезвычайно точно обозначая территорию, которую занимало государство в его правление, и продолжает вплоть до событий 1453 года. Иван Грозный видит историю Империи диалектически. Для него она не является образцом непогрешимого государственного устройства, которому во всем нужно следовать. Он указывает на успешные модели государственного управления, благодаря которым одни императоры смогли возвеличить государство, и провальные модели, из-за которых другие императоры терпели неудачу. Среди упоминаемых Иваном Грозным лиц можно привести следующих героев римской истории: 1. Август Октавиан, первый император 27 г. до н.н. – 14 г. н.э. 2. Константин Великий, император 306-337 г.г. 3. Сыновья Константина (Константин II, Констанций, Констант) 4. Максенций, узурпатор. 5. Иоанн Златоуст, епископ Константинополя. 6. Императрица Евдоксия 7. Евтропий, препозит священной опочивальни. 8. Маркиан, император 450-457г.г. 9. Лев I, император 457-474г.г. 10. Анастасий Дикор, император 491-518г.г. 11. Маврикий, император 582-602г.г. 12. Фока, император 602-610г.г. 13. Ираклий, император 610-641г.г. 14. Юстиниан II Ринотмет, император 685— 695г.г.,705—711г.г. 15. Лев Исавр, император 717-741 г.г. 16. Константин Копроним, император 741-775 г.г. 17. Лев V Армянин, император 813-820 г.г. 18. Михаил III, император 842—867 г.г. 19. Игнатий, патриарх Константинопольский 20. Варда, кесарь 21. Феофил, император 829-842 22. Константин Мономах, император 1042-1055 г.г. 23. Алексей Дука Мурзуфл, император 1204 г. 24. Михаил VIII Палеолог, император 1259 – 1280 г.г. 25. Мануил II Палеолог 1491-1425 г.г. 26. Иоанн VIII Палеолог 1425-1448 г.г. 27. Иосиф, патриарх Константинопольский 28. Константин Палеолог, последний император 1449-1453 г.г. Кроме того, Ивану Васильевичу известны многие произведения византийских авторов, включая редкие. Можно с уверенностью говорить, что царь Иван в 16 веке знал о Византии в разы больше, чем многие наши современники с университетским дипломом.
ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ТГстат говорит, что четверть населения нашего канала - это женщины. А это значит, что пришло время поговорить о прекрасном! Как жилось женщинам в древней Греции? Жизнь большинства древнегреческих женщин проходила в условиях жёсткого контроля со стороны общества. На протяжении всей истории Древней Греции прослеживается чёткая тенденция к подчинению женской роли строгим нормам. Как видно из слов Перикла: «Величайшая слава женщины — чтобы о ней меньше всего говорили мужчины, будь то в похвалу или порицание», идеальная женщина должна была оставаться незаметной. Возможно, именно поэтому в античных источниках так мало подлинных женских голосов — их просто не допускали в публичное пространство. Права и обязанности женщин определялись в первую очередь ожиданиями общества: главной их функцией считалось рождение законных наследников мужского пола, которые в будущем пополняли бы ряды граждан. Основная сфера деятельности женщин ограничивалась домом. В отличие от мужчин, которым предписывалось участвовать в политике, войнах, философских дискуссиях и спортивных состязаниях, женщинам отводилась исключительно частная жизнь. Замужняя хозяйка дома, именовавшаяся кирией (госпожой), управляла ойкосом — всем домашним хозяйством, включая членов семьи и рабов. В её обязанности входило приготовление пищи, изготовление тканей, контроль за семейным бюджетом, а также забота о здоровье детей и слуг. Образование девочек заканчивалось довольно рано — уже к двенадцати годам они переключались на подготовку к замужеству. Из-за этого большинство женщин оставались неграмотными, хотя представительницы знатных семей иногда получали частное обучение. С юридической точки зрения права женщин были крайне ограничены. Они не могли владеть имуществом, участвовать в политике или выступать в суде. Единственной сферой, где они имели некоторую свободу, была религия. Женщины могли становиться жрицами, участвовать в обрядах и праздниках, таких как Тесмофории — женский фестиваль в честь Деметры и Персефоны, посвящённый плодородию и урожаю. В общем-то, положение похожее на немецкую формулу Kinder, Küche, Kirche. А как вы считаете, правильно ли относилось древнегреческое общество к женщинам, или это жесткий перегиб?
ТРОН ПО СКИДКЕ Сегодня 28 марта и это повод вспомнить историю Дидийя Юлиана, который купил Рим и получил бесплатную гильотину впридачу. 28 марта 193 года нашей эры в Риме случился самый отвязный аукцион в истории. Преторианские гвардейцы, эти бравые ребята в блестящих доспехах, решили: а почему бы не продать империю? Всё равно она уже, что называется, БУ. Причём, давно. После убийства императора Пертинакса преторианцы осознали свое истинное призвание: организовывать продажи крупных и очень крупных объектов и выставили трон на торги, громко объявив: — Кто даст больше? Сразу же появились два потенциальных покупателя: сенатор Дидий Юлиан (богат, но не слишком умен) и тесть Пертинакса, Сульпициан (ещё богаче, но уже начал подсчитывать риски). - 20 000 сестерциев каждому бойцу! - заявил Сульпициан. - 25 000! - парировал Юлиан. Преторианцы, как истинные ценители прекрасных римских сестерциев, выбрали того, кто пообещал больше. Так Дидий Юлиан торжественно взошёл на трон, а гвардейцы радостно потирали руки с мыслью о том, что а) операция прошла успешно, б) в принципе, её можно повторить. Новый император быстро понял, что купить власть легко, а удержать очень и очень сложно. Народ возмущался самим фактом покупки трона. Сенаторы делали вид, что все абсолютно нормально, но в кулуарах смеялись. Легионы на границах тоже были недовольны. Возможно, тем фактом, что преторианцам можно торговать троном, а им нет. В итоге три генерала (Песценний Нигер, Клодий Альбин и Септимий Север) решили, что раз уж троном торгуют, то нужно тоже принять участие в этом деле. Север двинулся на Рим, а преторианцы, как истинные прагматики, сразу сдали императора Дидия Юлиана без боя. 1 июня 193 года прошли 66 дней славного правления Дидийя Юлиана, после чего он получил бесплатную экскурсию в загробный мир. Причем, произошло это по приказу сената, который внезапно вспомнил про республиканские ценности. Мораль сей басни такова: 1) Власть нельзя купить. Её можно только арендовать. Причем, ненадолго. 2) Преторианцы — лучшие продавцы в истории. И худшие охранники. 3) Если тебе вдруг предлагают купить Римскую империю по акции, разворачивайся и беги как можно дальше.