BYRQURAN
163
подписчика
КРАСИВОЕ ЧТЕНИЯ КОРАНА.…
ИМАМ АХМАД ИБН НАКИБ АЛЬ-МИСРИ Его имя Ахмад ибн Лу’лу’ ибн Абдулла ар-Руми, Шихабуддин ибн ан-Накиб аль-Мисри. Отец Ахмада ибн Накиба был родом из турецкого города Антакия (Антиохия). Будучи христианином, он был захвачен в плен и стал рабом одного из мусульманских правителей, принял Ислам, обучался религии и был отпущен на свободу, после чего служил у этого правителя капитаном (накиб). Позже он стал суфием в общине Байбарсийя в Каире, где в 702/1302 г. у него родился сын Ахмад. С детства отличавшийся незаурядными способностями и отличной памятью, он рос в среде исламских ученых. Он выучил наизусть Священный Коран, овладев семью способами его чтения. Также преуспел в изучении фикха. Одним из его учителей по фикху был великий ученый-шафиит Такиюддин ас-Субки, муджтахид и хафиз, хадису его обучал Ибн Мулаккин, а арабской грамматике – Абу Хайян. Ахмад ибн Накиб аль-Мисри был знатоком чтений Корана, шафиитского фикха, тафсира, акыды и усуль аль-фикха, грамматики и тасаввуфа. Он знал наизусть огромное количество хадисов, особенно касавшихся поклонения и азкаров. Он много лет посвятил работе над уточнением и разъяснением книги «Аль-Мухаззаб фи фикх аль имам аш-Шафии» имама Абу Исхака аш-Ширази, составил мухтасар книги Ширази «Танбих» и примечания к «Минхадж ат-Талибин» имама Навави. Вся эта работа нашла отражение в его главной книге – «Умдат ас-Салик ва Уддат ан-Насик», которая заимствует порядок изложения из «Мухаззаба» Ширази, а заключения – из «Минхаджа» Навави. Эта книга, кажется, была задумана и составлена для применения в повседневной жизни. Автор ограничился практическими положениями фикха, оставив в стороне редко встречающиеся ситуации и слишком запутанные вопросы, и приводя только самые сильные мнения мазхаба. Ахмад ибн Накиб аль-Мисри никогда в своей жизни не давал фетв, не работал судьей, даже никогда не был официальным преподавателем. Он целиком посвятил себя поклонению, написанию книг и обучению малого числа студентов. Люди, знавшие его, описывают его как человека знающего, скромного, тихого, достойного, вежливого, богобоязненного и аскетичного. Несмотря на строгий аскетизм в образе жизни и усердие в поклонении, он отличался замечательным чувством юмора и талантом рассказывать смешные истории. Как и его отец, он был суфием. Он несколько раз совершил хадж, подолгу оставаясь возле Каабы. Он умер в Каире от чумы в возрасте 67 лет в середине благословенного месяца Рамадан в 769/1368 г.
ШЕЙХА САИД ФУДА
Шейх Саид, да сохранит его Аллах, родился в 1967-м году в городе Караме (Аль-Карама, Иордания). Его семья эмигрировала в Иорданию из Яфы после израильской оккупации Палестины. Из Аммана семья шейха переехала в город ар-Расыфа, где он окончил школу. Там же шейх начал получать шариатские знания в возрасте одиннадцати лет у шейха Хасана аз-Зухайри, изучая Коран и пройдя с шейхом книги по шафиитскому фикху, грамматике и другим наукам. Затем в 15 лет он начал учиться у шейха Саида аль-Анбатави, специалиста...
ИМАМ МУХИЙДДИН АН-НАВАВИ Абу Закарийя Яхья ибн Шараф ибн Мар’и ибн Хасан ибн Хусейн ибн Хизам ибн Мухаммад ибн Джум’ата Ан-Навави ад-Димашки аш-Шафии был последователем шафиитской богословско-правовой школы (мазхаб) Ислама, знатоком хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и имамом, который удостоился высокого звания Шейх аль-Ислам, а также получил прозвище «Оживитель религии» (Мухйиддин). Он родился в месяце мухаррам 631 года по хиджре в Сирии, в деревне Нава. Еще с детских лет он отличался от сверстников любовью к знаниям и к религии Аллаха. Его отец рассказывал, что однажды, в середине 27 ночи месяца Рамадан, сын разбудил его и сказал: «Отец, что это за свет наполнил наш дом?». Вся семья проснулась, но никто этого света не увидел. Тогда отец понял, что это ночь могущества и предопределения (Ляйлят аль-кадр), которая лучше, чем тысячи месяцев. Будущему имаму в то время было всего семь лет. По достижении десятилетнего возраста он начал заучивать Коран наизусть и читать книги по исламскому праву (фикх). С самого начала обучения имам Ан-Навави отличался огромным стремлением к знаниям и удивительной способностью к запоминанию. Во время обучения он не тратил впустую практически ни минуты свободного времени и даже в дороге занимался изучением того или иного предмета. Имам говорил, что первые два года обучения он ни разу не ложился в постель, так как был крайне увлечён изучением наук. Если его одолевал сон, он засыпал ненадолго прямо за книгами, когда просыпался, то продолжал учебу дальше. Обладая феноменальной памятью, каждый день он брал по двенадцать уроков, запоминая целые книги. В первый же год обучения в Дамаске за четыре с половиной месяца он выучил наизусть книгу «Танбих» и в том же году – первый том книги «Аль-Мухаззаб». Благодаря настойчивости, усердию и любви к знаниям он обрёл благосклонность и любовь своих учителей, которые в скором времени начали поручать ему разъяснение уроков сверстникам. В 651 году имам Ан-Навави со своим отцом совершил хадж. По дороге он сильно заболел и выздоровел только по возвращении из паломничества. Отучившись в Дамаске шесть лет, в 655 году он начал преподавать в медресе «Дар аль-хадис аль-ашрафия» и писать книги. За свою короткую жизнь он написал более шестидесяти произведений, посвященных различным областям исламских наук. Вряд ли найдётся человек, обучающийся исламским наукам, который не читал бы книги, принадлежащие перу этого известного ученого. Высказывания ученых о нем Хафиз ибн Касир писал в книге «Табакат аш-Шафиия»: «Он шейх, имам, великий ученый, хафиз, факих, благородный, отредактировавший мазхаб, также исправивший и установивший его порядок, один из усердно поклоняющихся, ученых и отрекшихся от мирского. Он достиг высокого уровня в знаниях, деяниях, аскетизме, суровости и умеренности в жизни, проявлении терпения в трудностях, благочестии, о котором мы не слышали ни от одного в его время, а до него – длительное время». Хафиз Салахуддин Ас-Сафади сказал в книге «Аль-вафи би аль-вафия»: «Он муфтий уммы, шейх аль-Ислам, хафиз, факих, отрекшийся от мирского, один из выдающихся людей».
МУДЖАХИД ИБН ДЖАБР АБУ АЛЬ-ХАДЖАДЖ АЛЬ-МАХЗУМИ Муджахид ибн Джабр Абу аль-Хаджадж аль-Махзуми – один из самых известных толкователей Корана из табиинов и достоверный передатчик (сика). Ибн Са`д в «Табакат» (6:9) и многие другие передают, что под руководством ибн Аббаса он 30 раз полностью прочитал Коран с толкованием. Аль-А`маши сказал: “Муджахид был подобен тому, кто обладает сокровищами: когда он начинал говорить, то жемчуг сыпался из его уст”. Аз-Захаби похоже отзывался о нем, однако также говорил: «От Муджахида передают ряд странных мнений в вопросах толкования Корана. Эти мнения однозначно отвергаются учеными. До нас дошло, что он поехал в Вавилон и попросил правителя показать ему ангелов Харута и Марута. Муджахид сказал: «Правитель отправил со мной еврея. Мы дошли до грота под землей, и он (еврей) показал их мне. Они висели. Я сказал им: «Я верую в Единого, который сотворил вас двоих». В этот момент они оба вздрогнули, и мы упали в обморок. После того как мы пришли в себя, еврей сказал мне: «Из-за тебя мы чуть не погибли»». Аз-Захаби также приводит слова аль-А`маши о тафсире Муджахида. Он пишет, что Муджахид брал риваяты из книг людей Писания. Также аз-Захаби приводит неприемлемое толкование выражения «макам махмуд» от Муджахида. Аят: «И наградит тебя Господь величественным уровнем (макам махмуд)», – он толкует так: «Он посадит Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, рядом с собой на на Арше (юджлисуху ма’аху ‘аля ‘Аршихи)». Известное изречение Муджахида: «Слова любых творений Аллаха можно принять или отвергнуть, кроме слов Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям». Ибн Хазм в «Аль-Ихкам фи Усул аль-Ахкам» (6:291, 6:293) и ибн Абдуль-барр в «Аль-Джами фи байан аль-ильм» (2:925-926 #1761-1765) также передают эти слова от аль-Хакима ибн `Утайба. Источники: Абу Ну’айм. Хилья аль-Аулия. – Т. 3. – С. 280. Аз-Захаби. Мизан. – Т. 3. – С. 439. – #7072) и Аз-Захаби. Сияр. – Т. 5. – С. 379-381 – #542. Ибн аль-Джайзи. Сифа ас-Сафва. Т. 1. – С. 243.
БИОГРАФИЯ ИМАМА АЛЬ-БАЙХАКИ Имам, хафиз, шейх-уль-Ислам Абубакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусраварди аль-Хурасани родился в 384-м году по Хиджре в месяц Шаабан в местечке Байхак, что в 12 километрах от Нишапура. С тех пор он стал известен как аль-Байхаки. Крупный ученый шафиитского мазхаба, видный богослов-ашарит, автор множества трудов, он обладал проницательным умом, глубочайшими знаниями, благочестивым нравом и редкой богобоязненностью. Он был учеником известного хафиза Аль-Хакима Абу Абдуллаха и Абу аль-Хасана Мухаммада ибн аль-Хусейна аль-Алави, ученика Абу Хамида аш-Шарки. Хафиз Абдульгафир ибн Исма пишет о нем в своей работе «Тарих»: “Байхаки был образцовым ученым: он довольствовался малым, был очень богобоязненным, его украшала простота. Факих, хафиз, знаток усуля, ревностный, скрупулезный в науках, непревзойденный в своем знании, выдающийся в своем мастерстве. Он был одним из самых лучших студентов аль-Хакима, но превзошел даже своего учителя, овладев многими другими науками. С раннего возраста аль-Байхаки записывал и заучивал хадисы. Затем он обратился к фикху и овладел им. В поисках знаний он ездил в Ирак (аль Джибаль и аль-Хиджаз), затем начал писать. В общей сложности ему принадлежит почти тысяча трудов, многие из которых стали первопроходческими (проложили дорогу для новых исследований), а многие – лучшими в своем роде. Он обладал глубокими знаниями в хадисе и фикхе; в проверке достоверности хадиса (‘иляль) и согласовании внешне противоречащих друг другу хадисов. Многие ученые просили его переехать в Нишапур из Байхака, чтобы получать знания из его трудов. Поэтому в 441-м году он переселился в Нишапур и стал читать уроки по своей книге аль-Марифа, эти уроки посещали многие имамы”. Абу аль Маали имам аль-Харамайн аль-Джувайни сказал о нем: “Любой факих-шафиит обязан имаму Шафии, кроме Абу Бакра аль-Байхаки, который, напротив, сам оказал ему услугу, написав книги, которые поддерживают шафиитский мазхаб и утверждают его подлинность”. Имам Захаби так комментирует эти слова Абу Аль Маали: “То, что сказал Абу аль Маали, – истина. Ведь, если бы имам Байхаки захотел создать свой собственный мазхаб, ему бы это было под силу, так как он владел всеми необходимыми для этого качествами и знаниями, включая всеобъемлющее знание в области различающихся мнений (ихтиляф)”. Три сна Когда Имам Байхаки писал свою книгу “Аль Маарифа фи ас-сунан уаль-Асар”, Мухаммад ибн Ахмад, ученый, известный своей набожностью, увидел сон, в котором имам Шафии держал в руках эту книгу и говорил: “Сегодня я переписал 7 листов из книги факиха Ахмада”. Другой ученый тоже увидел во сне имама Шафии, который находился в мечети и сказал: “Сегодня я использовал такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада”. Другой ученый, Мухаммад ибн Абдуль Азиз аль-Марвазий, сказал: “Я видел ларец, поднятый в небо, и от него шло свечение. Я спросил: «Что это?». И голос ответил: «Это книги Ахмада аль-Байхаки”. Все три сна переданы сыном имама аль-Байхаки Исмаилом ибн аль-Байхаки. Имам Захаби высказался о них так: «Это достоверные сны. Труды хафиза аль-Байхаки действительно имеют огромную ценность, они – достояние уммы. Мало кто достиг такого уровня в знаниях и ясности изложения. Каждому ученому необходимо ознакомиться с его книгами, особенно с “Сунан аль-Кабир”». Имам ас-Субки пишет, что Байхаки получал знания в общей сложности у более сотни учителей. Он отошел в мир иной в возрасте 74-х лет в Нишапуре 10-го Джумадуль-Уля в 458 году по хиджре (1055). Его тело перевезли в Байхак (в то время это занимало около двух дней пути), где он и был похоронен. Да смилостивится над ним Аллах и да будет Он им доволен. Амин”. И да смилостивится Аллах над всеми учёными, упомянутыми в этой статье, и да одарит нас их баракатом и шафаатом. Источники Аз-Захаби. Сияр а’лям ан-нубаля. Статья 4318. – Т. 11. – С. 457. Ибн Касир. Аль-Бидайа ва-н-Нихайа. – Т. 8. – С. 222. – 458 г. по хиджре. Ас-Субки. Табакат аш-Шафи’ийа. Четвёртое поколение учёных (шафиитов). – Статья 251.