Найти в Дзене
802 подписчика

Новые документы о зверствах фашистов на Кубани


УФСБ России по Краснодарскому краю ведется на планомерная работа по рассекречиванию архивных документальных материалов о деятельности на территории Краснодарского края немецко-фашистских формирований во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Публикуем представленные Управлением протоколы допроса в качестве свидетелей, фотоснимки из протокола опроса свидетелей, акт, подготовленный комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам Марьянского района Краснодарского края.
Оккупировав Кубань, гитлеровцы поспешили объявить ее покоренной навсегда, Немцы не замедлили ввести на Кубани свой пресловутый «новый порядок» - звериный кровавый террор.
Они грабили станицы, села и города: эшелонами вывозили с Кубани в Германию хлеб, скот, птицу, овощи, фрукты – все, чем богат Краснодарский край.
Немцы расстреливали, вешали, умерщвляли в «душегубках» мирных советских граждан, организовали угон молодежи на фашистскую каторгу. Разрушали все ценности и плоды многолетнего труда людей социалистической Кубани.
Дикими зверствами, массовыми убийствами советских людей оккупанты думали запугать население, превратить его в бессловесных рабов и заставить безропотно служить им.
Марьянский район Краснодарского края был оккупирован в основном 14 августа 1942 года. В период оккупации в районном центре, станице Марьянской Краснодарского края, были созданы органы власти: райуправа, станичная управа, районная жандармерия, районная полиция. Поведение немцев в отношении всего населения Марьянского района Краснодарского края нисколько не отличалось от поведения в других, оккупированных ими районах Кубани.
 Однако на примере небольшого Марьянского района Краснодарского края можно увидеть, сколько горя и бед принесли немецко-фашистские изверги, насаждая свой пресловутый «новый порядок».
«Из протокола опознания следует: свидетель Савченко В.В., уроженка ст. Марьянской Краснодарского края. «В 1943 году, число и месяц не помню, но это было на «Крещение», примерно в 4 часа дня, я шла по ул. Красной в другой конец станицы к своей матери, которая тогда еще была жива. Когда я дошла до здания пожарной команды я увидела, что со двора пожарной команды строем выходили люди из числа советско-партийного актива, партизан и члены их семей. Эту большую группу советских людей, примерно человек 40, вели под конвоем немецкие солдаты. Сколько их было я не заметила, так как сильно испугалась и спряталась за артезианский колодец, расположенный напротив пожарной. Куда их вел, и с какой целью я не знала, но как впоследствии выяснилось, эти люди были расстреляны полицейскими. В группе советских граждан я увидела много знакомых мне людей, как Пустовую Ирину с двумя малолетними детьми – 4 года и 11 лет, жена партизана Панко Анастасия с дочерью Лидией Трофимовной, так же жена партизана, моя лучшая подруга. Когда я увидела всех этих людей, слезы мешали мне разглядеть, что именно, было на вооружении у немецких полицаев, но у них висели сабли на боку. Больше я ничего не видела, но уже после расстрела весной 1943 года был пойман труп моей подруги Панко Анастасии, у которой были отрублены саблей руки».
В акте о злодеяниях по ст. Марьянской от 21 декабря 1943 года записано: «В период оккупации немецкими войсками ст. Марьянской Краснодарского края, при отступлении немецкой армии 18 февраля 1943 года немецкими солдатами были арестованы 5 человек детей в возрасте от 10 до 15 лет, фамилии всех ребят не установлены, но среди них находился мальчик Михайленко Николай, житель ст. Марьянской, которых немецкие солдаты подвергли зверскому избиению за то, что они скрывались от немецких властей и не пожелали уходить в немецкое рабство. После избиения всех 5-х мальчиков расстреляли и бросили на дороге.
Новые документы о зверствах фашистов на Кубани  УФСБ России по Краснодарскому краю ведется на планомерная работа по рассекречиванию архивных документальных материалов о деятельности на территории...
3 минуты