55 подписчиков
Кошачий десант!
В то страшное время и домашние питомцы, и бродячие собаки с кошками исчезли, уступив город новым хозяевам — крысам. Грызуны, лишенные естественных врагов, превратились в настоящее бедствие. Они становились переносчиками смертельно опасных инфекций, да и вообще представляли собой отвратительную стихийную силу — по воспоминаниям блокадников, порой крысы маршировали прямо по улицам, никого не боясь.
Подавить крысиное нашествие традиционными методами не удавалось. Однажды из-за скопления крыс на путях произошло крушение трамвая. Особую тревогу вызывало то, что грызуны в стремлении чем-то поживиться могли повреждать электрические сети, проникать повсюду — от складов до музейных объектов — и нападать на обессиленных голодом людей. Спасти людей от хвостатых мародеров могли только кошки. Вот только крысоловов в Ленинграде практически не осталось.
Городские власти пришли к единственно верному решению: возродить популяцию кошек в Ленинграде. Историки этой версии не подтверждают, но считается, что была организована настоящая операция по доставке крысоловов из других регионов страны. И сразу же после открытия Дороги жизни из Ярославля в город на Неве прислали четыре товарных вагона котов. В шутку их прозвали «мяукающей дивизией».
В дороге «пассажиров» не кормили, и порядком озверевшие хищники, выпущенные из вагонов, ринулись на расправу с крысами, которым ничего не оставалось, как спешно ретироваться.
Люди стремились во что бы то ни стало заполучить себе пушистого охотника. Ценность кошек была настолько высока, что на стихийном рынке одно животное стоило в десять раз дороже килограмма хлеба — невероятная цена по меркам голодного города! Об этом рассказывал в блокадном дневнике писатель Леонид Пантелеев.
Еще один кошачий десант в Ленинград был организован уже в победном 1945 году. Из глубин Сибири — Омска, Тюмени и Иркутска — в северную столицу отправился специальный состав с живым грузом. Документов о том кошачьем призыве в архивах не найти, однако краеведу Татьяне Гардановой удалось разузнать о нем от жителей Сибири и блокадников, с которыми довелось побеседовать.
1 минута
7 февраля