Тема психологических границ в последнее время активно обсуждается в профессиональных сообществах и среди тех, кто увлечен психологией. Все вдруг бросились их нащупывать, очерчивать и отстаивать. Кажется, что эти границы то же самое, что границы государства, но все не совсем так.


Границы государства — реальные и вполне физические, там колючая проволока, заборы и посты с военными. Но психологические границы человека не увидеть и не потрогать. Они — скорее предмет социального договора. Таких договоренностей в нашем обществе много, например, когда-то мы договорились обменивать бананы на ракушки, а потом вместо ракушек появились куски металла.

Да, деньги — это общественный договор, и к XXI веку мы научились ими пользоваться без лишних обсуждений: товары и услуги имеют определенную цену, с прибыли платятся налоги. Когда же речь заходит про личные границы, то всем кажется, что это нечто само собой разумеющееся и такое же универсальное и единое для всех, как деньги. Но при ежедневных контактах с близкими (а иногда и далекими) людьми становится понятно, что границы — штука эфемерная, непонятная, требующая договоренностей. Но как договариваться, если мы сами плохо представляем, что такое личные границы и как они должны выглядеть?

В следующем посте жизненная история на эту тему )


А как вы представляете свои психологические границы и как обозначаете их?

foto: #ellioterwitt
Тема психологических границ в последнее время активно обсуждается в профессиональных сообществах и среди тех, кто увлечен психологией. Все вдруг бросились их нащупывать, очерчивать и отстаивать.