914 подписчиков
Танкист Николай Александрович Иванов родился 22 июня, учился сперва на пилота, а потом на танкиста, воевал подо Ржевом, попал в плен, где пробыл несколько лет, а после войны неоднократно был на допросах как человек, побывавший в плену.
В подробном интервью с цитатами из книги Николай Александрович рассказывает о повседневной жизни на войне и в плену.
Перед пленом Николай Иванов почти две недели провел с двумя товарищами в подбитом танке, ожидая помощи, которая так и не пришла:
«Вечером к нам пришли немцы, предложили сдаться. Взамен обещали сохранить жизнь. Мы ответили молчанием. Фашисты заклеили все триплексы, чтобы мы ничего не видели. Они решили отбуксировать танк в тыл, но немецкий тягач был слишком слаб для нашей тяжеловесной машины. Я открыл крышку десантного люка, находившуюся в днище. Танк стал сильнее тормозить и окончательно забуксовал. Благодаря крышке люка танк пробороздил полоску земли. Образовалась небольшая яма. Мы углубили ее, чтобы использовать по нужде. Так мы провели долгих 13 дней».
После ранения и поджога танка началась жизнь в плену, где нацисты всячески издевались над советскими военнопленными:
«Из Смоленска меня и многих других пленных отправили в Латвию. Здесь был такой же концлагерь, с той лишь разницей, что жить пришлось в частично зарытой землянке. Холод был страшный. Спасались тем, что разбирали деревянные нары и сжигали их в печи. За это самовольство всегда следовала жестокая расплата. Враги предпочитали изощренные способы наказания: расставляли пленных в шеренгу и расстреливали каждого десятого. Как только кто-то понимал, что может стать десятым, шеренга превращалась в толпу. Немцы кричали и требовали выстроиться заново. Складывалось впечатление, что фашисты получали удовольствие от того, что так запросто правят судьбами людей, от того, что видят в их глазах животный страх».
Убежать из плена Николаю Иванову удалось лишь в апреле 1945 года:
«Наш барак располагался возле наблюдательной вышки. Рядом – проволочный забор. Рано утром я выглянул в окно и увидел, что вышка пуста. В голове мелькнуло: это шанс и упускать его нельзя. С напарником моментально схватили стол и со всей силы ударили им по двери. Выскочили наружу и бросили стол на ограждение. Он повис, за счет чего я смог ухватиться за ножку. Я подал руку товарищу, и он перемахнул через забор. Я тут же со всех ног бросился бежать в сторону стоявшей неподалеку группы наших солдат».
Николаю Александровичу удалось попасть к советским разведчикам, которые подошли к лагерю военнопленных в Германии. После суточной проверки он снова попал на фронт, но настоящие проверки начались только после войны.
Мы будем благодарны вам за помощь в нашей работе. Ваше пожертвование поможет нам быстрее расшифровывать интервью с ветеранами и выкладывать их на сайт.
Помочь нам можно, нажав на красную кнопку «Поддержать», которая видна вверху на любой странице сайта.
-
Поддержать наши проекты:
Подписка на новые видео sponsr.ru/...ber
Помощь проекту "Я помню" iremember.ru/...elp
Книга "Берлин 1945. Последний бой" iremember.ru/...ina
Сбербанк 2202 2036 9455 1773
Наши площадки:
Телеграм t.me/...v42
Дзен dzen.ru/...f13
Youtube www.youtube.com/...und
Rutube rutube.ru/...270
2 минуты
29 января