Найти в Дзене
15 подписчиков

Железный «Поток»: факты о дерзкой операции по освобождению Суджи

Что предстояло пройти нашим бойцам, прежде чем увидеть свет в конце тоннеля.

Путь в 15 км по трубе в полуприсяде в кромешной темноте и в полной выкладке. Обмороки, галлюцинации, ожоги легких. Заторы из людей и брошенной амуниции. Заваленные землей вентиляционные отдушины. 8 марта в 5:30 утра около восьми сотен бойцов бригад «Ветераны», «Восток», 30-го мотострелкового полка, 11-й бригады ВДВ и спецназа «Ахмат» вышли в 2 км севернее центра Суджи в промзоне в тылу врага и вступили в бой. Результат — натиск, давление на ВСУ с нескольких сторон и стремительное освобождение более 10 населенных пунктов, в том числе 12 марта самой Суджи.

Операцию готовили несколько месяцев. И много-много недель рыли тоннель, берущий свое начало возле ничем не примечательной посадки у шоссе в двух десятках километров к северу от заветной Суджи. Ныряешь в нору и 500 м двигаешься узким земляным коридором к точке «ноль». Глубина — от 2 до 6 м, иногда тоннель уходит ступенями вниз, затем поднимается наверх. Временами приходится перебираться через ту самую газовую трубу, которую проложили здесь еще в советские времена, нитка Уренгой – Помары – Ужгород.

Идея воспользоваться газопроводом пришла нашим военным еще осенью 2024-го, когда прорабатывались разные варианты освобождения Суджи, но внутри трубы тогда был газ. 1 января Киев перекрыл поставки в Европу — подарок, что называется, пришел откуда не ждали. Почти сразу начались масштабные строительные работы. За кирки и лопаты взялись бойцы бригады «Ветераны» (ровно год назад они совершили столь же хитрый и смелый маневр — прошли в тыл авдеевского гарнизона ВСУ 2 км через трубы канализации). Жили и ночевали бойцы тут же, на месте под землей, практически не выходя наружу. Раз в неделю их возили в баню. О том, что и зачем они строят, не знал никто.

Бойцы не представляли, что ждет впереди. Точка выхода в районе Суджи тоже не была достаточно разведана. Все сочли за честь право участвовать в такой важной операции. каждый взял автомат, бронежилет, боекомплект на пять дней автономного боя, воду, продукты. Но во время прохождения 15-километрового маршрута многие избавлялись от балласта — больно труден был путь: бросали бронепластины, боеприпасы, разгрузки, каски, тушенку и т.д. Иногда этот груз создавал заторы, которые приходилось расчищать. Для большинства спустившихся в трубу бойцов, прошедших в сражениях огонь и воду, психологические аспекты (замкнутое пространство, тишина, темнота, бесконечность ожидания) не стали препятствием.

Для проверки воздуха на пригодность к дыханию — щелкали зажигалкой: есть кислород — горит огонек, нет — нет. Первые день-два зажигалка работала исправно, после — когда в трубу вошли сотни человек — огонь не вспыхивал. Кто-то падал в обморок — их старались подтащить к вентиляционным отверстиям. Роль вытяжек выполняли пробоины в металле (расстояние между ними — 1–2 км), ведущие наружу. Часть из них, увы, завалило землей. Прохождение в одну сторону занимало примерно два дня. В темноте ощущение времени терялось — ночь, утро, первый день, второй? Спали полусидя.

Не оправдала себя идея с синими повязками на рукавах (для дезориентации противника). Когда рано утром все восемь сотен душ высыпали наружу, то спутать эту лавину с украинскими солдатами точно было невозможно, смеются бойцы. Черные, насквозь промасленные, с яркими белками глаз и сверкающими зубами на лицах. Вопросов — кто свой, кто чужой — ни у кого не возникало.

15 марта 2025 газета "Известия"
2 минуты