Найти в Дзене
1656 подписчиков

Всеволод Никанорович Иванов: человек, который прожил три жизни


Он мог бы стать учёным. Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета подавал большие надежды. Но грянул 1914 год, и вместо архивных документов в его руки легло офицерское оружие. Дослужившись до подпоручика и получив орден Святой Анны, он оказался перед новым, куда более жёстким выбором — 1917 год.

Всеволод Никанорович не принял новую власть. До 1922 года он сражался в рядах Белого движения, вкладывая в борьбу не только штык, но и перо — издавал газеты, формируя идеологический фронт сопротивления. Когда чаша весов окончательно склонилась не в его пользу, путь лежал на восток, в эмиграцию, в Китай.

Казалось, судьба предрешена: ярый противник режима, обречённый на жизнь вдали от Родины. Но судьба приготовила ему неожиданный поворот. К концу 1920-х годов в мировоззрении Иванова происходит мучительный и глубокий перелом. Он начинает видеть в СССР не врага, а продолжателя российской государственности. Этот идейный путь привёл его к невероятному: получению советского паспорта и началу сотрудничества с советской прессой. А позже и с советской разведкой.

Третью, и главную, главу своей жизни он начал в 1945 году, вернувшись на Родину. Его новым домом стал Хабаровск. Здесь, на Дальнем Востоке, окончательно оформился Всеволод Иванов-писатель — тот, которого мы знаем сегодня.

Его перу принадлежат эпические произведения: «Черные люди» — о расколе и мятежном XVII веке, «Императрица Фике» — о Екатерине Великой и эпохе Просвещения. Через призму прошлого он, возможно, пытался осмыслить бурное настоящее, свидетелем и участником которого ему выпало быть.

Он сам подвёл итог своей удивительной судьбе словами: «У меня было три жизни. Первая — в дореволюционной России, вторая — за границей, третья — в Советском Союзе. И каждую я начинал с ничего, уходил в чём был, даже зубной щетки не прихватывал».

Это живая иллюстрация сложнейшего выбора, трагедии раскола и трудного примирения, через которые прошла вся страна в XX веке.
Всеволод Никанорович Иванов: человек, который прожил три жизни  Он мог бы стать учёным. Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета подавал большие надежды.
1 минута