7588 подписчиков
«Грязь кладбищенская», Мартин О’Кайни
Сатирический роман, ставший классикой ирландской литературы и заслуживающий внимания любителя #читать_не_вредно любой национальности. Опубликован в 1949 г. и считается одним из лучших образцов модернизма в литературе. На русском языке издан только в 2020 г. Роман написан на ирландском языке, точнее на коннемарском диалекте, поэтому довольно сложен в переводе.
Действие книги происходит на кладбище в Коннемаре, где нашли последний приют почившие в бозе жители маленькой глухой деревеньки. Они существуют в своих могилах, но не могут выбраться из гроба, не могут взаимодействовать с живыми. Однако нельзя говорить – точнее писать – что они нашли мир и покой. Скорее это очень беспокойный погост, где мертвые ведут бесконечные разговоры, сплетничают, спорят, ссорятся, причитают, вспоминают, ехидничают, сквернословят, проклинают, мстят, сводят счеты, исповедают, проповедуют, наставляют, просвещают, обсуждают новости из мира живых от новопреставленных. И постоянно перебивают друг друга. Болтливый, многоголосый, склочный, злонравный, суеверный некрополь. Они постоянно и непрерывно болтают о том, что волнует только именно его самого, о своих проблемах, слушая, по сути, лишь себя, а не другого и, впрочем, не особо нуждаясь в чужих ответах. Готовьтесь к тому, что можно «оглохнуть» от галдежа, гвалта, гула и гама!
В романе нет четко обозначенного связанного сюжета, он образован какофонией диалогов всех мертвецов. Хотя в потоке перемывания костей и перебранок можно выделить линии историй отдельных персонажей, которые имеют свое развитие. Такова история Катрины и Нель Падинь. Также местные покойники заполняют загробное существование делами и занятиями из прежней мирской жизни: проводят выборы, устраивают кружки, агитируют кто за что, изучают ирландский язык, читают стихи, упражняются в таблице умножения. В целом загробный мир Коннемаре обустроен по старым привычкам, забранными населением с собой из докладбищенской жизни.
Обитатели погоста O`Кайнема невероятно ярко и с безжалостным трагикомизмом демонстрируют человеческую суетность, нелепость, тщеславие, мелочность, скоротечность жизни, тщету всех надежд и начинаний. И как емко отозвался в обзоре «Sunday Times» это «насыщенный, поэтичный, сумрачный комический шедевр... восхитительно привольный гимн всему, что есть гнусного в человеческой природе».
Нравятся наши публикации?
Оставайтесь с нами! Ставьте лайк и подписывайтесь на «Дом, где живут книги»
2 минуты
Вчера