Найти в Дзене
69 подписчиков

Пишет Борис Натанович Пастернак, генеральный директор издательства "Время":


Возвращение к Леониду Губанову.

В 2003 году мы выпустили большой сборник его стихов «Я сослан к музе на галеры». Самый большой на тот момент (да и на этот), но далеко не полный.
Для широкой аудитории это было новое имя. А для современников и соратников по самиздату — почти икона. «Губанов был чудовищно талантлив, недаром есть мнение, что он — лучший русский поэт второй половины ХХ века. Его поэзия абсолютно самобытна и неповторима. Он первичен. Он создал собственный уникальный поэтический мир... Трудно представить его живым в мире голого чистогана» (Юрий Мамлеев).
«Просто вышла книжка. У величайшего поэта Леонида Губанова. Леонид Губанов был основателем дерзкого общества молодых поэтов под названием «Самое молодое общество гениев» (СМОГ). Он умер, как и положено поэту, в 37 лет. В застойные времена, когда люди тянулись к поэзии, как к правде души, его стихи переписывались и передавались тайно:
Не перестанут удивляться
Моим пророческим стихам,
а я пришел по пустякам —
над черным небом посмеяться.
«Я — тридцать седьмая карта, которую нечем бить», — писал он о себе. И это страшное пророчество. Обидно жить в культурном пространстве, которое определяют не стихи Губанова, а какая-то суета и маета. Чепуха в общем» (Андрей Максимов).

На прошлой неделе я побывал в культурном пространстве, которое полностью определяют стихи Леонида Губанова — дома у его жены Ирины Станиславовны Губановой, хранительницы архива поэта. При жизни Леонида (он родился в 1946-м и умер в 1983-м) опубликовано всего одно его стихотворение (в «Пионерской правде») и отрывок из поэмы в «Юности». Остальное — самиздат и чтение вслух на площадях и нелегальных сходках. Но к публикации и сохранению своих стихов он относился серьезно и знал им цену — и потому, не дожидаясь предложений издателей из далекого будущего, очень тщательно готовил собственные сборники. Что-то перепечатывал на машинке, что-то переписывал от руки и много рисовал. Таких сборников (каждый первоначальным тиражом в 5 экземпляров) он сделал более десятка. Когда их разглядываешь, очень силен соблазн выпустить факсимильные тиражи — наверное, это дело будущего.

А пока мы с Ириной Станиславовной ведем речь об издании «Профилей на серебре» — сборника, хранящегося в двух черных канцелярских папках, составленного самим Губановым в 1976 году. Он написал к нему вот такое краткое предисловие.

«Размышляя над судьбами великих людей и составив для себя их небольшой черный список, а также размышляя на протяжении последнего десятилетия об их печальной судьбе, заносил свои впечатления — в зависимости от настроения и характера нашей старой русской эпохи. Собранный таким образом цикл стихотворений определил книгу, которую назвал — «Профили на серебре».
Записи стихотворений по хронологии разногодичны. В канву «профилей» автор ввёл собственные монологи, стараясь отразить настроение по поводу жизни каждой личности отдельно. В книге не даются даты создания всех монологов, вошедших в сборник. Это делается для того, чтобы не отвлекать читателя, а также чтобы сборник читался более легко, вызывая у читателя собственные ассоциации вне арифметических подсчетов. Монологи великих людей расположены по строгой очереди ухода их на тот свет.
Автор стремился достичь эффекта не очень большой, но сложной и многокрасочной симфонии, которая была бы выслушана целиком как единое произведение с вводом в нее инструментов памяти, психологии, своего собственного отношения к миру и его последствий в метафизическом значении этого слова. Монологи автора вводятся с многоточий. Как получилась эта книга, судите сами».

Среди героев книги — весь русский поэтический пантеон, но много и европейцев. Всего в цикле около двухсот стихотворений, из которых примерно 60 никогда прежде не публиковались.

Несколько пояснений к фотографиям.
Эта комната — по сути, рабочий кабинет архивиста Ирины Станиславовны Губановой. Тут папки с рукописями, папки с акварелями и графикой, все сам- и тамизатские издания со стихами мужа, публикации о Губанове. На стенах — в основном работы Ле
3 минуты